Результаты анкетирования людей с инвалидностью
- Знаете ли Вы о культурных мероприятиях и событиях, происходящих в нашем городе?
Более половины опрошенных знают о культурных мероприятиях и событиях, происходящих в городе. Одна треть опрошенных не знают о культурных мероприятиях и событиях.
Почти две трети детей, принимавших участие в опросе знакомы с культурными мероприятиями.
Праздники, которые наиболее известны детям: День молодежи; День города; также был отмечен День инвалидов и др.
- Принимали ли Вы участие в названных культурных мероприятиях?
Более половины опрошенных участвовали в культурных мероприятиях. Однако меньше, чем половина женщин посещают культурные мероприятия.
«Не участвовали в мероприятиях» ответ предоставили поровну мужчины и женщины.
Несмотря на то, что почти все дети ответили, что принимали участие в культурных мероприятиях, но это в основном те меры, которые организовывали для них педагоги или общественные организации. Самостоятельно дети не посещают эти мероприятия.
- Если «нет», то почему?
Наибольшей преградой для участия в культурных мероприятиях были названы:
- архитектурные препятствия - назвали более одной четверти опрошенных, наибольшая доля - это люди, которые передвигаются на колясках;
- недоступность транспорта для проезда - назвали менее одной четверти опрошенных - большинство из них передвигаются на колясках, с недостатками зрения и с другими проблемами;
- ограниченный доступ к туалетам является препятствием для многих опрошенных - большинство из них это люди, которые передвигаются на колясках;
- часть опрошенных не хотят выходить из дома, из них большинство являются лицами с инвалидностью по слуху.
- Есть ли у Вас желание посещать культурные мероприятия, которые проводятся в вашем городе?
Большая часть опрошенных хотят посещать культурные мероприятия, и почти все дети имеют такое желание. Только отдельные случаи, которые связаны с особенностями заболевания, например, аутизм, сделает невозможным участие таких детей и взрослых в культурных массовых мероприятиях.
Не хотят посещать культурные мероприятия опрашиваемые люди с инвалидностью, которые, в основном, находятся в подавленном состоянии, обусловленным часто теми условиями жизни, в которых они находятся.
Желание посещать культурные мероприятия у женщин больше на несколько процентов, чем у мужчин.
- Если «да», что необходимо для удобного посещения этих мероприятий?
Для удобного посещения культурных мероприятий людьми с инвалидностью является актуальным:
- Для людей на колясках - устранить архитектурные препятствия и сделать удобные пандусы и поручни.
- Для людей с инвалидностью по зрению - сопровождение.
Среди необходимых для удобного посещения мероприятий также названы:
- Наличие и доступ к туалетам.
- Помощь общества.
- Больше информации о проведении культурных мероприятий.
- Приглашение от организаторов для людей с инвалидностью.
- Коллективное посещение, что придаст уверенности.
- Опрашиваемые дети, почти единодушно говорили о зависимости от транспорта и перевозок, которые очень сократились сейчас. Именно от этого будет зависеть их посещаемость городских культурных мероприятий.
- Если «нет», то почему?
Основным препятствием для принятия участия в культурных мероприятиях является невозможность выезжать и передвигаться по городу до проведения мероприятий и во время проведения мероприятий.
У женщин причины, по которым нет желания посещать культурные мероприятия распределились так: нет желания; нет помощи со стороны общества; меньше ответов: доступность туалетов и архитектурные препятствия.
- Бываете ли Вы в кинотеатрах нашего города? Как часто?
Кинотеатр является недоступным культурным мероприятием для людей с инвалидностью. Одна треть опрошенных посещают кинотеатр только 1 раз в год. Среди причин опрашиваемые чаще всего называли архитектурную недоступность, отсутствие доступных туалетов и высокую стоимость билетов.
Достаточно высокий показатель среди детей, которые вообще не посещали кинотеатр, относится к детям, которые воспитываются в доме-интернате.
Участницы фокус-группы, матери детей с инвалидностью подтвердили, что для их детей кинотеатр тоже является недоступным:
- «Это очень дорого для нас»; «Хотелось бы скидки для пенсионеров».
- «Мы не можем проконтролировать репертуар, содержание фильма, есть ли в фильме сцены жестокости или нет. Для детей с инвалидностью возможны только фильмы без насилия. Необходима градация фильмов».
- Недоступность необходимого транспорта для детей с инвалидностью.
- Плохая осведомленность о скидках и льготах в отношении людей с инвалидностью
Матери отметили, что иногда дети могут ходить со школьным коллективом по льготному билету.
- Посещаете ли Вы праздники ваших друзей (например, дни рождения, свадьбы и другие), кафе, бары?
Две трети опрошенных посещают праздники друзей (например, дни рождения, свадьбы и другие), кафе, бары. Одна четвертая опрошенных детей не посещают праздники друзей.
Больше положительных ответов на этот вопрос дали мужчины, чем женщин.
Ответ «нет» мужчины и женщины дали одинаково.
Все мамы, которые принимали участие в фокус-группе ответили, что дети посещают знакомых и друзей. Но это достаточно ограниченный круг детей и людей, в основном это круг знакомых (одноклассники) и круг семьи. Один ребенок (девочка) ходит 1 раз в год к своей однокласснице, 1 мальчик начал самостоятельно ходить по знакомым только с 13 лет. Одна из мам говорит о том, что над ее сыном - мальчиком с умственными недостатками, все время смеются дети, поэтому она очень волнуется о том, что с ним что-то может случиться. И еще несколько мам подтвердили, что они своих детей отводят к подъезду друзей или знакомых, по договоренности другие родители сопровождают детей потом домой.
Еще несколько мам сказали, что в кафе ходят, но очень редко, 1 - 2 раза в год. Некоторые мамы сказали, что вообще не ходят. Желание посещать кафе у детей с мамами есть. Причины, по которым не посещают кафе: дорого - нет на это средств; очень накурено, а это опасно для их детей с инвалидностью; детская среда не является толерантной по отношению к этим детям.
- Если «нет», то почему?
Среди важных причин непосещения праздников друзей, баров и кафе - ограниченный доступ к туалетам. В большинстве кафе и барах такие удобства для людей с инвалидностью отсутствуют. Остается важным препятствием и недоступность транспорта.
Также причинами непосещения праздников и кафе, баров является нежелание выходить из дома, неуверенность в получении помощи со стороны представителей общества, что влияет на эмоциональное состояние человека с инвалидностью.
Среди других причин, отмечали - отсутствие денег.
- Занимаетесь ли Вы лечебной физкультурой, экскурсиями и туризмом?
Лечебной физкультурой, экскурсиями и туризмом занимается более половины опрошенных взрослых и большая часть опрошенных детей.
Одна треть опрошенных не занимается лечебной физкультурой, экскурсиями и туризмом, в том числе люди, которые находятся в государственном интернате.
В основном дети с инвалидностью занимаются: лечебной физкультурой при больницах во время лечения, а это лишь 10 - 20 дней в году и инваспортом (бег, тяжелая атлетика, легкая атлетика).
По мнению матерей, участников фокус-группы, причины, по которым занятия спортом не являются постоянными для детей с инвалидностью:
- Отсутствует в городе физический диспансер для занятий лечебной физкультурой людей с инвалидностью.
- Инваспорт. Заниматься спортом в этом специализированном учреждении могут только дети с низким IQ.
- Частные спортзалы имеют «не доступные» цены, отсутствие транспорта для инвалидов.
- Остается непродуманной система занятия физкультурой в школах. Все дети от физкультуры освобождены. Дополнительные занятия, предложенные для детей с инвалидностью, проходят в неудобное для детей время.
- Если «нет», то почему?
Среди причин, по которым люди с инвалидностью не занимаются лечебной физкультурой, в основном: архитектурные препятствия, недоступность транспорта, нет уверенности в получении помощи со стороны представителей общества. На высоком уровне остаются такие причины: ограниченный доступ к туалетам, нет желания выходить из дома.
- Если «да».
Каким?
Где?
Дети имеют возможность заниматься лечебной физкультурой и различными видами спорта: шахматы, легкая атлетика в детском доме-интернате, где они находятся. Очень нравится им пребывание на природе: в лесу и на реке.
Взрослые тоже могут посещать только те экскурсии, которые организованы различными обществами, работающими с людьми с инвалидностью.
Одна треть людей с инвалидностью занимаются лечебной физкультурой дома. Так как дети и взрослые с инвалидностью много времени проводят в больницах и иногда в санаториях, то некоторые из них называли именно эти места, как места, где они могут заниматься лечебной физкультурой.
- Всегда ли, когда Вы нуждаетесь, Вы можете посещать парки, скверы, пляжи?
На вопрос о возможности посещать парки, скверы, пляжи больше опрошенных ответили «нет». Среди причин были названы основные:
- отсутствие сопровождающих;
- нет уверенности в получении помощи со стороны общества.
Почти все опрошенные предоставили ответы «нет».
Матери, которые принимали участие в фокус-группе ответили, что могут с детьми посещать парки и скверы, но при определенных условиях:
- в основном летом, зимой рано темнеет;
- там, где есть санитарные комнаты и туалеты;
- если удобно добраться, доступный транспорт.
Также матери отметили, что есть особенности некоторых заболеваний у детей с инвалидностью, например, они боятся воды.
- Если не посещаете, какие препятствия препятствуют?
Каждый пятый отвечающий назвал большое препятствие в доступе к паркам, скверам, пляжам - недоступность транспорта для проезда. Каждый шестой взрослый и половина опрошенных детей назвали, еще 2 другие причины: архитектурные препятствия и ограниченный доступ к туалетам. Также среди причин были названы (в порядке приоритетности): нет желания выходить из дома; нет уверенности в получении помощи со стороны представителей общества.
- Посещаете ли Вы библиотеки?
Более половины опрошенных посещают библиотеки. Среди тех, кто посещает - каждый третий ребенок.
- Если не посещаете, какие препятствия мешают?
Каждый пятый считает, что самое большое препятствие - это архитектурное. Каждый шестой - недоступность транспорта. Каждый седьмой - ограниченный доступ к туалетам.
Были и такие ответы: «пользуемся Интернетом».
Следующие причины распределились: нет желания выходить из дома; нет уверенности в получении помощи со стороны представителей общества; стыжусь.
- Посещаете ли Вы литературные слушания, концерты?
Более половины опрошенных не посещают литературные слушания и концерты.
- Если не посещаете, какие препятствия мешают?
Каждый шестой считает препятствиями: архитектурные препятствия; недоступность транспорта для проезда. Каждый восьмой считает препятствиями - ограниченный доступ к туалетам; нежелание выходить из дома.
- Посещаете ли Вы музеи, выставки?
На вопрос посещаете Вы музеи и выставки - опрашиваемые ответили поровну «да» и «нет».
- Если не посещаете, какие препятствия мешают?
Именно на этом вопросе больше всего было отмечено ответов: нет желания выходить из дома. Скорее всего, люди с инвалидностью не видят потребности, то есть музеи и выставки не являются их основной потребностью в удовлетворении желания культурного отдыха. Дети даже здесь отметили, что они стесняются своего вида и отметили, что они зависят от того, куда их повезут. То есть, у них нет возможности выбирать. Были и такие ответы: «Не чувствую в этом потребности»; «Нет ни малейшего желания» (колясочник) ...
- Посещаете ли Вы художественно-изобразительные кружки (детские или взрослые)?
Более половины ответили, что не посещают.
- Если не посещаете, какие препятствия мешают?
Каждый третий из тех, кто не посещает кружки, назвал основной причиной: архитектурные препятствия.
Среди причин также были названы: недоступность транспорта для проезда; ограниченный доступ к туалетам; нет желания выходить из дома.
- Если «да», то какие?
В основном взрослые занимаются художественной самодеятельностью в специализированных клубах, а дети в детском доме-интернате занимаются в таких кружках: квиллинг, гипс, песок, вышивание, рисование, танцы, компьютерный класс и др..
- Как Вы считаете, какие меры могут улучшить доступность культурных, спортивных, туристических мероприятий для людей с ограничениями?
Вывод:
На первом месте по мерам, которые могут улучшить доступность культурных, спортивных, туристических мероприятий для людей с ограничениями, люди с инвалидностью поставили:
- Создание сети социальных работников, волонтеров, которые помогали бы людям с инвалидностью во время культурных, спортивных, творческих и туристических мероприятий (две трети всех, кто принял участие в опросе).
Далее так распределились по мероприятиям:
- Обустройство улиц, транспорта и архитектурных сооружений (не менее двух третей опрошенных).
- Организация учебных программ для людей с инвалидностью для повышения самооценки, уверенности и желания быть активным в культурных, спортивных, творческих и туристических мероприятиях (половина опрошенных).
- Повышение чувства ответственности и помощи со стороны других граждан (чуть меньше половины опрошенных).
- Размещение в Интернете фотоизображений художественных произведений искусства, аудио книг, голографических изображений, анонсов туристических маршрутов, виртуальных экскурсий (одна четвертая опрошенных).
- Среди других мероприятий отдельно было выделено - отсутствие сопровождающих.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)