Всемирная программа действий в отношении инвалидов
Создание равных возможностей означает процесс, с помощью которого такие общие системы общества, как физическая и культурная среда, жилищные условия и транспорт, социальные службы и службы здравоохранения, доступ к образованию и работе, культурной и социальной жизни, включая спорт и создание условий для отдыха, делаются доступными для всех.
Всеобщая декларация прав человека подтверждает права всех людей без каких бы то ни было различий на вступление в брак, владение собственностью, равный доступ к общественному обслуживанию, социальному обеспечению и осуществлению экономических, социальных и культурных прав. Международные пакты о правах человека, Декларация о правах умственно отсталых лиц и Декларация о правах инвалидов конкретно излагают принципы, содержащиеся во всеобщей декларации прав человека.
Наличие системы мониторинга за соблюдением прав инвалидов на культурную жизнь
Как известно, система мониторинга за соблюдением прав инвалидов должна строиться на принципах:
- Объективности и достоверности.
- Систематичности наблюдений за состоянием соблюдения прав.
- Многоуровневости.
- Согласованности нормативного и методического обеспечения.
- Комплексности в оценке информации.
- Оперативности прохождения информации между отдельными звеньями системы и собственного информирования исполнительно-распорядительных органов.
- Открытости информации для населения.
Государство должно:
- Внести изменения в законодательство, которые обеспечивали бы право на доступ к произведениям культуры в доступных форматах, телевизионным программам, фильмам, театру и другим культурным мероприятиям; к таким местам, как театры, музеи, кинотеатры, библиотеки и туристические услуги, а также доступ к памятникам и объектам, имеющим национальное культурное значение. Такими изменениями могут быть: обязательное выделение эфирного времени на телевидении для программ и фильмов с переводом на язык жестов, а для театров и кинотеатров, музеев и выставок обязательный перевод таких показов языком жестов и в других доступных форматах.
- Обеспечить переход от «Медицинской модели» восприятия инвалидности, которая видит причины трудностей инвалидов в уменьшении их возможностей, к «Социальной модели», которая предполагает, что трудности создаются обществом, которое не предусматривает участия в общей деятельности, в том числе и людей с особыми потребностями.
- Гарантировать принцип равного отношения для спортсменов, достигших успехов в международных спортивных соревнованиях и обеспечить равное финансирование спортивных организаций инвалидов и спортивных мероприятий с участием инвалидов наравне с мероприятиями и спортивными организациями для людей без инвалидности.
- Предусмотреть обучение работников учреждений культуры (библиотек, музеев, театров, кинотеатров) средствам общения, поведения и оказания помощи людям с инвалидностью.
Общественное мнение: состояние реализации права людей с инвалидностью на культурную жизнь
Был проведен оценочный опрос для выявления основной проблематики в реализации прав людей с инвалидностью на получение услуг в сфере досуга, культуры, отдыха, физической культуры.
Целью опроса было - оценить и выявить основную проблему в состоянии обеспечения и соблюдения прав людей с инвалидностью на участие в культурной жизни, проведении досуга, отдыха, занятий спортом.
Предметом оценочного опроса было: реализация права на культурную жизнь, проведение досуга и отдыха, занятия физкультурой.
Объектом оценочного опроса были:
- люди с инвалидностью;
- дети с инвалидностью;
- родители детей с инвалидностью;
- опекуны и помощники людей с инвалидностью;
Исследование проводилось 2 методами: фокус-групповым исследованием и анкетированием.
Методология оценочного опроса
В выборке представлены основные существующие группы людей с инвалидностью: люди с инвалидностью по зрению; по слуху; люди с сахарным диабетом; люди с инвалидностью, которые передвигаются с помощью коляски и др.
Каждая группа была представлена в избирательной совокупности в оптимальном количестве.
Анкета формировалась, учитывая цель исследования, гипотезу об участии людей с инвалидностью в сфере досуга, культуры, отдыха, физической культуры.
Вопросы анкеты классифицировались по содержанию: о личности респондента; об особенностях заполнения анкеты; о фактах поведения респондента.
В анкете использовались открытые и закрытые вопросы, прямые и косвенные, по функциям (основные и неосновные), с использованием альтернатив при ответах.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)