Участие инвалидов в культурной жизни
Люди с ограниченными возможностями могут пользоваться своим правом, которое имеет каждый индивидуум, на полную интеграцию в общество только при условии, что они также будут принимать участие в культурной жизни этого общества. Если люди с ограниченными возможностями остаются или становятся независимыми, у них должна быть как можно более полная жизнь и отношения с другими членами общества, которые могут быть или не быть лицами с ограниченными возможностями. Они имеют право участвовать в культурной жизни, развлекательных, спортивных и туристических мероприятиях.
Совет Европы и его государства-члены обязуются учитывать права людей с ограниченными возможностями при разработке и реализации своей политики в культурной области. Необходимо действовать согласованно, обеспечивая доступ и участие в культурной и социальной жизни для лиц с ограниченными возможностями с целью трансформации их будущих перспектив и качества жизни.
Достичь этой цели нелегко. Для этого могут применяться различные средства, среди которых не следует исключать также принятие специальных законодательных положений. В связи с этим следует учитывать концепцию «умного устройства», в частности в том, что касается доступа к старым зданиям или к историческим памятникам, а также к помещениям небольших частных компаний. Важно также, чтобы средства массовой информации отражали наиболее полно в своих передачах разнообразия общества.
Цель:
- принять соответствующие меры для того, чтобы лица с ограниченными возможностями могли иметь доступ к культурной жизни на местном, региональном и национальном уровнях;
- обеспечить, чтобы лица с ограниченными возможностями могли быть как зрителями, так и непосредственными участниками культурных, связанных с отдыхом или досугом, спортивных, духовных и социальных мероприятий;
- работать над обеспечением того, чтобы люди с ограниченными возможностями могли развивать свои способности и использовать свой творческий, спортивный, художественный, духовный и интеллектуальный потенциал как в своих личных интересах, так и в интересах своего общества.
Конкретные действия со стороны государств-членов:
- поощрять соответствующие структуры и учреждения на местном, региональном, национальном и международном уровнях для того, чтобы сделать литературу и другие источники культурной информации доступными для лиц с ограниченными возможностями благодаря использованию в полной мере там, где это необходимо, компьютерных технологий и благодаря простому и понятному изложению;
- настойчиво рекомендовать государственным структурам и поощрять частные структуры, соответствующие учреждения и поставщиков услуг активно привлекать всех лиц с ограниченными возможностями к своим культурным, связанным с досугом, спортивным, духовным и интеллектуальным мероприятиям;
- способствовать тому, чтобы телерадиоорганизации и связанные с ними творческие объединения обеспечили доступ для лиц с ограниченными возможностями к телепрограммам, кинофильмам, театральным спектаклям и другим культурным мероприятиям в доступной форме, в том числе с использованием субтитров, аудио-комментария или сурдоперевода;
- призвать национальные аудиовизуальные структуры и связанные с этой сферой творческие производства опубликовать план действий, который направлен на расширение занятости лиц с ограниченными возможностями «перед и за камерой / микрофоном»;
- призвать институты и структуры, которые занимаются вопросами культуры, спорта, досуга или туризма, поддерживать регулярное ознакомление своих сотрудников с проблемами инвалидности в ходе осуществления профессиональной подготовки или переподготовки;
- предоставить лицам с ограниченными возможностями доступ к культурным мероприятиям, спорту, туризму и досугу, поощряя, например, поставщиков услуг делать свои помещения и услуги доступными благодаря разнообразным средствам или оборудованию, которые кажутся необходимыми;
- принять соответствующие меры для того, чтобы законы, которые защищают права интеллектуальной собственности не были немотивированным и дискриминационным препятствием для доступа лиц с ограниченными возможностями к материалам в области культуры, с соблюдением при этом норм международного права;
- поощрять участие инвалидов в мероприятиях, независимо от того, ориентированы они на лиц с ограниченными возможностями или нет;
- обеспечивать, чтобы спортивная и культурная деятельность стала неотъемлемой частью программ обучения для детей с ограниченными возможностями, признавая при этом роль таких мероприятий в обучении социальным навыкам.
Женщины и девушки с ограниченными возможностями
Женщины и девушки с ограниченными возможностями, которые готовы приобщиться к жизни в обществе, часто встречают многочисленные преграды, вызванные двойной дискриминацией - по признаку их пола и по признаку их инвалидности. И хотя общая ситуация в отношении людей с ограниченными возможностями значительно улучшилась, преимуществами такого улучшения женщины с ограниченными возможностями не всегда могут воспользоваться в той же степени, что и мужчины с ограниченными возможностями.
Должны быть разработаны и введены соответствующая политика и меры практического характера для того, чтобы обеспечить равные возможности для мужчин и женщин с ограниченными возможностями. Следует учитывать особое положение женщин и девушек с ограниченными возможностями при разработке на всех уровнях - в частности, на международном, национальном, региональном и местном - политики и программ, касающихся как инвалидности, так и гендерного равенства.
Следует принять меры для того, чтобы преодолеть препятствия, которые мешают женщинам с ограниченными возможностями пользоваться своими правами наравне с мужчинами и другими женщинами. Такие меры распространяются на различные области, в том числе на взаимоотношения между людьми, осуществление родительских прав, семейную жизнь, половую жизнь, защиту от насилия и жестокого обращения. Это также предполагает и меры по обеспечению равных возможностей участия в политической и общественной жизни, в образовании, профессиональной подготовке, занятости, а также в социальной и культурной жизни. Государства-члены должны в каждом из направлений деятельности, которые присутствуют в этом Плане действий, определить меры, которые будут способствовать устранению препятствий на пути к участию женщин и девушек с ограниченными возможностями.
Дети и молодежь с ограниченными возможностями
Конвенция о правах ребенка опирается на четыре основных принципа:
- право ребенка не подвергаться дискриминации;
- учет высшего интереса ребенка при принятии решений, которые касаются этого ребенка;
- право ребенка на жизнь и развитие;
- право на свободу выражения.
Поскольку такие же права закреплены и за девочками, и за мальчиками с ограниченными возможностями, государства-члены должны быть лучше знакомы с их потребностями для того, чтобы учесть это при разработке и принятии решений, а также при осуществлении практических мер в различных сферах деятельности.
Ответственные органы должны тщательно изучать потребности детей с ограниченными возможностями и их семей для того, чтобы предложить такие меры поддержки, которые позволят детям расти в своих семьях, привлекаться к жизни в обществе, вести жизнь и заниматься такими видами деятельности, как все другие дети. Дети с ограниченными возможностями должны получать такое образование, которое обогатит их жизнь и позволит максимально реализовать их потенциал.
Благодаря качественным услугам и структурам семейной поддержки такие дети могут иметь богатое и радостное детство, а также получить необходимую базу для взрослой независимой и активной жизни в обществе. Поэтому важно, чтобы политики учитывали потребности детей с ограниченными возможностями и их семей при разработке политики в сфере инвалидности и общей политики по вопросам детей и семьи.
Участие и активная гражданская позиция предусматривают право, средства, пространство и возможность, а если нужно - то и поддержку - для участия в принятии решений и для влияния на этот процесс, и для действий, направленных на построение лучшего общества. При разработке молодежной политики и программ необходимо консультироваться с молодежными организациями инвалидов. Голос молодых людей с ограниченными возможностями должен быть услышан при рассмотрении всех вопросов, которые их касаются.
Молодые люди с ограниченными возможностями продолжают сталкиваться со значительными препятствиями во всех сферах своей жизни: в образовании, работе, спорте, культуре, досуге и в жизни общества. Эти вопросы могут быть решены только на основе выработки глобальной стратегии. При разработке любой молодежной политики необходимо искать средства для обеспечения их полного участия в обществе, учитывая при этом их особые потребности. Активное участие молодежи в принятии решений и в действиях на местном и региональном уровне является важным условием для построения более демократического, более солидарного и более процветающего общества.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)