Участие инвалидов в культурной жизни, проведении досуга и отдыха, и занятиях спортом
Государственная политика в сфере культуры не учитывает вопросы людей с инвалидностью в полной мере. В большинстве случаев остаются архитектурно недоступными театры, музеи, концертные и спортивные залы. Отсутствует информация в доступных форматах относительно произведений искусства, телепрограмм, фильмов. Концепция «разумного приспособления» не применяется, в частности, речь идет о доступе к старым зданиям и историческим памятникам архитектуры.
Что может сделать государство:
- Обязать телерадиоорганизации и связанные с ними творческие объединения обеспечить доступ для лиц с инвалидностью к телепрограммам, кинофильмам, театральным спектаклям в доступной форме, в том числе с использованием субтитров, аудиокомментариев или сурдоперевода.
- Ввести профессиональную подготовку или переподготовку специалистов, предоставляющих услуги в сфере культуры, по вопросам предоставления доступных услуг для лиц с инвалидностью.
- Обеспечить архитектурную и информационную доступность учреждений культуры и спорта.
- Обеспечить, чтобы спортивная и культурная деятельность стала неотъемлемой частью программ обучения для детей с инвалидностью.
- На местном уровне провести аудиты доступности учреждений культуры и спорта и разработать поэтапный план действий по ликвидации физических и информационных барьеров.
Что могут сделать общественные организации людей с инвалидностью:
- Сотрудничество с местными органами власти в проведении аудитов доступности.
- Способствовать развитию творческого потенциала людей с инвалидностью путем организации досуга, кружков, творческих мастерских.
- Поддерживать самобытную культуру людей с инвалидностью, включая культуру глухих.
- Проводить кампании для привлечения внимания к проблемам доступа людей с инвалидностью в учреждения культуры и спорта.
- Сотрудничество с музеями, библиотеками в проведении творческих выставок людей с инвалидностью.
- Содействие участию лиц с инвалидностью в национальных местных мероприятиях культуры и спорта.
Статистика и сбор данных
Общественные организации обеспокоены ситуацией с отсутствием четкой статистики в отношении лиц с инвалидностью. Отсутствие достоверных статистических данных о людях с инвалидностью является препятствием для разработки прагматической политики и ее эффективного исполнения.
Рекомендации Комитета
Комитет рекомендует государству-участнику провести реформу системы сбора данных и собирать данные о ситуации лиц с инвалидностью с разделением по возрасту и полу.
Что может сделать государство:
- Обеспечить во время усовершенствования существующей методологии и отчетной документации, в том числе по переписи населения, учет потребностей лиц с инвалидностью в соответствии с международными рекомендациями, в том числе рекомендациями Всемирной организации здоровья.
- Разработать и утвердить форму отчетности о численности совершеннолетних инвалидов по возрасту, полу, нозологическим формам заболевания, месту жительства.
- Разработать и утвердить формы отчетной документации, чтобы осуществлять сбор информации по статьям Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов.
- Обеспечить функционирование, в том числе на межведомственном уровне, и развитие Централизованного банка данных по проблемам инвалидности.
- Включить представителя от общественной организации людей с инвалидностью в состав Комиссии по вопросам совершенствования методологии и отчетной документации, для чего в случае необходимости внести изменения в положение об указанной Комиссии.
- Ввести сбор статистической информации на всех уровнях образования (дошкольное, среднее, профессионально-техническое, высшее, внешкольное) относительно количества лиц с инвалидностью, получающих образование, с указанием формы обучения (инклюзивная, индивидуальная, дистанционная, специальное учреждение).
Что могут сделать общественные организации людей с инвалидностью:
- Участвовать в проведении статистических наблюдений и переписи населения на местном уровне.
- Сотрудничество с местными органами по совершенствованию сбора отчетной документации.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)