Образование инвалидов
Общественные организации отмечают, что сегодня отсутствует единый системный подход по внедрению инклюзивного обучения на всех уровнях образования, а потому при положительности шагов государства увидеть реальные сдвиги практически невозможно.
Внедрение системы инклюзивного обучения началось с общеобразовательной школы, и это звено образования демонстрирует системные сдвиги по этому вопросу, чего нельзя сказать о дошкольном, профессионально-техническом образовании и высшем образовании. Был принят новый Закон «О высшем образовании», где студентам с инвалидностью гарантировано право на получение образования наравне с другими, но сейчас он выполняется не в полной мере - не обеспечивается «разумное приспособление», не используются принципы универсального дизайна в планировании образовательного процесса, не обеспечивается физическая доступность помещений и зданий и др.
Для внедрения инклюзивного обучения и реализации права на образование остаются проблемными следующие вопросы:
- отсутствие межведомственного подхода в вопросах инклюзивного обучения, политической воли на национальном и областном уровнях;
- отсутствие надлежащей подготовки кадров, в том числе государственных служащих, материально-технического обеспечения процесса внедрения инклюзивного обучения, просветительской работы с родителями;
- архитектурная недоступность учебных заведений.
Право на инклюзивное образование может быть реализовано только тогда, когда реализуются некоторые другие права тоже. Оно должно подкрепляться созданием инклюзивных условий на более широком социальном уровне. Это требует принятия социально-правовой модели инвалидности, которая служит для ликвидации барьеров, исключения и маргинализации лиц с инвалидностью. Очень важно раннее выявление и доступ к услугам для детей дошкольного возраста, а также оказание поддержки и обучения родителям и воспитателям. Они могут играть решающую роль в стимулировании раннего развития потенциала своего ребенка и предупреждении вторичной инвалидности, которая может влиять на физические и интеллектуальные способности. Комитет подчеркивает, что отказ в «разумном приспособлении» является дискриминацией.
Комитет рекомендует государству-участнику ввести право на инклюзивное образование, в том числе закрепить принципы универсального дизайна и «разумного приспособления» на уровне законодательства. Комитет призывает государство-участника активизировать свои усилия и выделить достаточные финансовые и человеческие ресурсы на подготовку всех учителей, доступность школьной среды и образовательных учреждений, материалы и программы, в том числе информацию и сообщения, а также предоставление индивидуальной поддержки.
Что может сделать государство:
- Внести изменения в базовые законы об образовании, с целью обеспечения реализации права на образование лиц с инвалидностью и внедрение инклюзивного обучения. Привлечь к обсуждению общественные организации людей с инвалидностью.
- Обеспечить выполнение действующего законодательства по вопросам внедрения инклюзивного обучения.
- Разработать план действий во исполнение рекомендаций Комитета Организации Объединенных Наций по правам людей с инвалидностью.
- Ввести Парламентский контроль.
- Проанализировать лучшие системные практики внедрения инклюзивного образования в различных областях. Распространить информацию для государственных служащих, специалистов, родителей, учителей.
- Местным органам власти провести аудит доступности учебных заведений и разработать поэтапный план обеспечения их архитектурной доступности. Обеспечить финансирование. Привлечь к сотрудничеству общественные организации людей с инвалидностью.
- Усовершенствовать деятельность психолого-медико-педагогических консультаций, создав на их базе инклюзивно-ресурсные центры, в частности для консультирования и обучения родителей, детей, специалистов.
- Изучить положительный опыт учебно-реабилитационных центров, как альтернативных учреждений для детей с инвалидностью в получении образования и распространить его.
- Обеспечить «разумное приспособление» при оценке учебных достижений учащихся с инвалидностью.
- Обеспечить методическую поддержку учителей, специалистов по вопросам обеспечения права на образование детям с различными функциональными нарушениями.
- Включить учебные курсы по основам инклюзивного образования и методике инклюзивного обучения в учебные программы высших учебных заведений и в учебные программы для слушателей курсов повышения квалификации на базе областных институтов последипломного педагогического образования.
- Обеспечить поддержку, что соответствует различным потребностям студентов, включая тех, кто не имеет инвалидности.
- Содействие партнерству между школой и родителями.
- Поощрять лиц с инвалидностью получать педагогическое образование.
- При формировании местных бюджетов предусматривать средства для внедрения инклюзивного обучения в соответствии с региональными программами развития.
- Использовать методы обучения и учебные планы с учетом потребностей учащихся и студентов, в том числе с инвалидностью, для обеспечения индивидуализации и дифференциации обучения.
- Обеспечить реализацию программы «Школьный автобус» (для городов и сел).
- Обеспечить широкое распространение информации по вопросам внедрения инклюзивного обучения, используя информационно-просветительские кампании с участием общественных организаций.
Что могут сделать общественные организации людей с инвалидностью:
- Проводить консультации, тренинги, семинары с родителями детей с инвалидностью и родителями детей без инвалидности по вопросам реализации прав на образование их детей.
- Сотрудничество со средствами массовой информации по освещению положительного опыта внедрения инклюзивного обучения.
- Участвовать в обсуждении законодательных инициатив по вопросам образования лиц с инвалидностью.
- Представлять интересы детей с особыми потребностями и их родителей на реализацию их права на образование в государственных органах.
- Проводить кампании адвокаси с целью отстаивания права на образование лиц с инвалидностью на национальном и местном уровнях.
- Проводить мониторинги реализации права на образование лиц с инвалидностью, аудиты архитектурной доступности.
- Сотрудничество с Комитетами доступности с целью планирования деятельности по обеспечению доступности учебных заведений.
- Сотрудничество с местными органами власти для совместного планирования деятельности по внедрению инклюзивного обучения и ликвидации физических барьеров.
- Готовить альтернативные отчеты по реализации права на образование лиц с инвалидностью, сотрудничать с международными институтами.
- Предоставлять услуги по внедрению концепции «независимой жизни» для детей и семей на уровне общества.
- Участвовать в формировании политики на уровне общества относительно раннего доступа к услугам детей с инвалидностью.
- Сотрудничество с психолого-медико-педагогическими консультациями в вопросах информирования и поддержки родителей, детей, учителей.
- Сотрудничество с администрациями школ, учителями, родительскими комитетами с целью проведения просветительской деятельности по вопросам инклюзивного обучения, возможности участия родителей в учебном процессе.
- Сотрудничество с вузами в вопросах прохождения практики студентами в общественных организациях, проведение дня открытых дверей в инклюзивных школах, государственных учреждениях опеки.
- Проводить интегрированные мероприятия для детей и родителей.
- Начать с себя и своей организации. Изучить действующее законодательство по вопросам реализации права на образование лиц с инвалидностью; внедрить инклюзивную политику среди членов организации; сделать свой офис физически и информационно доступным для всех; не проводить мероприятия в недоступных помещениях учебных заведений.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)