Формирование системы ценностей
Инклюзия прежде всего предусматривает внедрение инклюзивных ценностей. Это преданность определенным ценностям, которая порождает желание преодолевать исключения и увеличивать участие. Любые шаги в инклюзивном направлении, когда они не связаны с глубокими внутренними убеждениями, на самом деле является лишь свидетельством конформизма и следования в фарватере господствующей тенденции или послушного выполнения указаний вышестоящих инстанций.
Ценности служат базовыми ориентирами и подсказками к действию. Они побуждают нас двигаться вперед, задают направление и указывают определенный пункт назначения. Без понимания связи между своими действиями и своими ценностями мы не способны определить, то, что мы делаем или сделали. Ведь ценности лежат в основе всех действий, которые так или иначе касаются других людей. Каждое такое действие становится моральным аргументом независимо от того, осознаем мы это или нет. Это способ заявить, что «так поступать правильно». Формируя определенную систему ценностей, мы тем самым утверждаем, на каких принципах стремимся строить свою жизнь и вместе учиться друг у друга, в настоящем и будущем.
Выработка четкого осознания той связи, которая существует между ценностями и действиями- это наиболее практичный шаг, который мы можем сделать в плоскости образования. Следуя этому ориентиру, мы знаем, что нужно делать дальше, и понимаем действия других. При переносе этого принципа на работу школ он означает, что ценности должны быть отражены в различных элементах содержания учебных планов и программ, в формах и методах обучения и преподавания, во взаимодействии, что имеет место в учительских и на игровых площадках, а также в отношениях между детьми, взрослыми и между ними. Индекс предлагает в процессе работы по развитию образовательной среды в школе опираться на
действия, вытекающие из ваших глубоких внутренних ценностей, вместо руководствоваться определенным набором программ или инициатив, составленных другими и основанных на чужих вам ценностях.
По результатам тщательного отбора и объединения в единую систему ценностей, которые в совокупности будут поддерживать инклюзивное развитие образования был составлен общий перечень ценностей из таких категорий: равенство, права, участие, сообщество, уважение к разнообразию, устойчивое развитие, ненасилие, доверие, сочувствие, честность, мужество, радость, любовь, надежда / оптимизм и красота. Каждое из этих слов отражает определенную ценность, суть которой можно понять только путем тщательного анализа значения самого слова, что мы и попытались сделать ниже. Каждая из приведенных ценностей обобщает определенную сферу деятельности и стремлений по совершенствованию образования и развития общества в целом. Указанный список является результатом многочисленных обсуждений с педагогами, учениками и другими людьми в Соединенном Королевстве Великобритании и во всем мире. Например, окончательное решение добавить к этому списку родственные ценности- честности, доверия и мужества было принято в ходе ряда учебно-практических семинаров, которые проводились для ознакомления с методикой применения предыдущего издания Индекса. Во время этих семинаров коллеги старшей руководящего звена описывали процесс приобретения мужества, который была необходим для того, чтобы вместе с другими сильными сторонами также анализировать и оценивать недостатки в работе школы. По их словам, найти такое мужество им помогла атмосфера взаимного доверия на семинарах, когда участники выполняли общие задачи, не опасаясь нарваться на критику или обвинения в свой адрес.
Для инклюзивного развития образования необходимо соблюдать все этих ценности. В то же время пять из них по сравнению с остальными, видимо, играют немного более важную роль в развитии инклюзивных структур, процедур и форм работы в школах. В частности, права человека является логическим продолжением равенства, однако концепция прав имеет стратегическое значение для обеспечения широкого признания равной ценности людей и для борьбы с дискриминацией. Далее, когда мы размышляли над тем, какие способы жизни мы хотим вводить для себя и своих детей, мы также внесли в перечень другие ценности, что сделало систему завершенной.
Если вы сомневаетесь в нужности той или иной ценности, попробуйте представить себе образование без нее. Например, каким было бы образование без доверия, честности, мужества, сострадания, радости, любви, надежды или красоты?
Представленную здесь систему ценностей можно сгруппировать по принципу доминирующей направленности: например, в одних в основном речь идет о структуре, вторые скорее определяют характер и качество отношений, а третьи в основном
направлены на воспитание духа человека. Тем не менее, нужно понимать, что все они отражаются в структурах, влияют на отношения и связанны с духовностью.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)