Равенство перед законом
Принцип равенства является одним из главных принципов, на основе которого должна базироваться государственная политика и реализоваться любые правоотношения. Требование по обеспечению равенства в равной степени касается всех людей, в том числе инвалидов.
Обязательства по Конвенции относительно обеспечения равенства касаются всех без исключения категорий лиц с инвалидностью. Не является исключением и лица с инвалидностью, которые не способны осознавать значение своих действий или руководить ими.
Определение человека недееспособным и назначение опекунства является единственным гарантированным законом механизмом защиты прав и интересов совершеннолетних граждан с интеллектуальными и психосоциальными расстройствами. Однако гражданская недееспособность и опека означает превращение человека в объект, а не субъект гражданского взаимодействия: его подпись становится недействительной, поэтому человек не может официально высказать свою точку зрения о медицинском лечении или уходе, не может подать заявление о приеме на работу, выполнить любые финансовые операции, подать заявление в суд или в другие органы власти, заключить брак и тому подобное. Остается только тело, и государственная система социальной защиты беспокоится о теле, ум человека теряет признание, все решения принимаются опекуном.
Доступ к правосудию
Что может сделать государство:
- Обеспечить выполнение государственных строительных норм.
- Обеспечить архитектурную доступность приемных прокуратуры, адвокатских объединений, управлений юстиции и других субъектов предоставления бесплатной правовой помощи для маломобильных групп населения, особенно для лиц, передвигающихся с помощью инвалидных колясок.
- Применить жесткие механизмы воздействия на лиц, ответственных за обеспечение доступности помещений судов: предусмотреть усиленную административную ответственность должностных лиц за необеспечение требований архитектурной доступности помещений судов.
- Обеспечить информационную доступность в судах.
- В учебных заведениях Министерства внутренних дел внедрить курсы по вопросам инвалидности, прав, закрепленных в Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов.
- Ввести обучение вопросам инвалидности, прав, закрепленных в Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, судей, сотрудников правоохранительных органов и пенитенциарной системы, привлекая к этому общественные организации.
- Обеспечить обязательное участие в досудебном следствии, рассмотрении криминальных, гражданских, административных дел, сторонами в которых являются лица с нарушением слуха, переводчик жестового языка, который имеет соответствующий документ, свидетельствующий о квалификации такого переводчика.
- Ввести в суде должность помощника лица с инвалидностью, в обязанности которого будет входить оказание помощи людям с инвалидностью при ознакомлении с документами, сопровождение лица с инвалидностью в помещении суда, помощь при написании заявлений, ходатайств и других процессуальных действий.
- Разработать законопроект о внесении изменений в процессуальные кодексы, что предусматривает более гибкую систему освобождения или отсрочки оплаты судебного сбора; освобождение от уплаты судебного сбора лиц, имеющих право на получение бесплатной вторичной правовой помощи.
- Внесение изменения в Закон «О бесплатной правовой помощи» в части расширения доступа к бесплатной вторичной правовой помощи, в том числе предусмотреть право на бесплатную правовую помощь в судебных процессах для лиц с инвалидностью, лиц с психическими и умственными нарушениями.
- Провести обучение для органов местного самоуправления с целью усовершенствования организации ими предоставления бесплатной первичной правовой помощи. Привлечь общественные организации к проведению обучения.
Что могут сделать общественные организации людей с инвалидностью:
- Предоставлять правовую и юридическую помощь людям с инвалидностью.
- Участвовать в обучении судей, сотрудников правоохранительных органов по вопросам инвалидности, прав, закрепленных в Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов.
- Участвовать в разработке курсов, информационных материалов для вузов по вопросам инвалидности, Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов.
- Проводить просветительскую работу среди лиц с инвалидностью по их правам.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)