Просветительско - воспитательная работа s отношении к инвалидам
На уровне государства отсутствует спланированная политика по выполнению данной статьи. В государственных структурах не ведется просветительская работа по вопросам инвалидности среди должностных лиц, что приводит к непониманию этих вопросов, а в дальнейшем к «неправильному» формированию стратегий, планов, программ, что в дальнейшем создает новые барьеры в различных сферах жизнедеятельности людей с инвалидностью.
Госкомтелерадио на системной основе не проводит просветительско-воспитательную работу, которая была бы направлена на формирование осведомленности о правах лиц с инвалидностью, освещение вопросов жизнедеятельности людей с инвалидностью.
Наблюдается формальный подход в системе образования по преподаванию основ Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов в учебных заведениях.
Обеспокоенность вызывает и отсутствие информирования людей с инвалидностью об их правах, в том числе тех, кто находится в государственных учреждениях опеки, в местах лишения свободы. Не происходит информирование подопечных психоневрологических интернатов об их правах. Кроме того, не осуществляются мероприятия по информированию персонала заведений в области прав человека и международные стандарты их обеспечения.
Просветительскую деятельность в отношении прав, изложенных в Конвенции, проводят в большинстве случаев общественные организации.
Рекомендации Комитета
Комитет побуждает государство-участника активизировать усилия по повышению осведомленности общества относительно прав людей с инвалидностью путем проведения общественных кампаний, включения Конвенции в школьные учебные программы, программы профессиональной подготовки государственных служащих и специалистов.
Что может сделать государство:
- Обеспечить выполнение указов и законов Президента, постановления Кабинета Министров, ведомственных приказов, регламентирующих проведение просветительских мероприятий с целью повышения образованности общества по вопросам инвалидности, борьбы со стереотипами, побуждения средств массовой информации к освещению положительного образа людей с инвалидностью, что согласуется с Конвенцией о правах инвалидов.
- Обеспечить включение вопросов Конвенции о правах инвалидов в учебные программы образовательных учреждений.
- Обеспечить преподавание на курсах повышения квалификации государственных служащих, специалистов правовых вопросов, изложенных в Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов.
- Обеспечить доступность информации на государственных сайтах для людей с инвалидностью по обеспечению и реализации их прав, а также с целью предоставления пояснения к стратегиям и программам, принятых для реализации каждого из этих прав.
- Ввести онлайн-консультации (вопросы - ответы) в министерствах и ведомствах для людей с инвалидностью по их правам.
- Проводить информационные кампании с участием людей с инвалидностью по обеспечению их прав и освещать лучшие практики, реализованные в результате ратификации Конвенции о правах инвалидов.
- Поощрять все органы средств массовой информации изображать людей с инвалидностью таким способом, который согласуется с целью Конвенции.
Что могут сделать общественные организации людей с инвалидностью:
- Осуществлять просветительскую работу среди людей с инвалидностью с учетом половой принадлежности и возраста относительно существующих стереотипов среди этой группы населения.
- Проводить образовательные кампании с целью изменения отношения общества к людям с инвалидностью, пропагандировать положительный вклад людей с инвалидностью в развитие общества (просветительско-воспитательные мероприятия в школах, детских садах, акции для студентов, привлечение молодежи к волонтерской работе в организациях, предоставляющих услуги людям с инвалидностью, и др.).
- Сотрудничество со средствами массовой информации для проведения совместных информационных кампаний.
- Способствовать привлечению к работе в средствах массовой информации людей с инвалидностью (ведущие, дикторы, журналисты, редакторы и др.).
- Через социальные сети способствовать формированию толерантного отношения к людям с инвалидностью.
- Использовать международные дни Организации Объединенных Наций (Международный день людей с инвалидностью, Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, международный день Белой трости, День прав человека, Всемирный день борьбы с сахарным диабетом и др.) для привлечения внимания к вопросам людей с инвалидностью и их вклада в развитие общества.
- Начать с себя. Используй правильную терминологию по инвалидности, придерживайся этики поведения с людьми с инвалидностью.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)