Дети с инвалидностью
Конституция, законодательно-нормативные акты, международные соглашения, гарантируют равенство прав детей, в том числе и детей с инвалидностью. После ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов государством было инициировано принятие новых законодательно-нормативных актов, направленных на реализацию прав детей с инвалидностью, их социальную защиту.
Общественные организации отмечают позитивность этих шагов, но наряду с этим обеспокоены ситуацией относительно невыполнения действующего законодательства и его декларативностью.
Обеспокоенность вызывает реализация прав детей с инвалидностью на образование, предоставление качественных медицинских услуг, реабилитации, досуга и др.
Отсутствие информации о возможности развития ребенка, механизмов социальной защиты, предоставления качественных услуг на уровне общины, финансовые затруднения семей, в которых воспитываются дети с инвалидностью, приводит к тому, что родители отдают своих детей на воспитание в государственные учреждения социальной защиты или отказываются от них в родильных домах.
Отсутствует системный подход к внедрению концепции раннего вмешательства. Де-юре ответственность за реализацию прав детей с инвалидностью возложена на несколько министерств и ведомств, де-факто - формирование политики в отношении детей с инвалидностью переводится в Министерство социальной политики.
Между министерствами и ведомствами отсутствует межведомственная координация в реализации прав детей с инвалидностью в соответствии с положениями Конвенции о правах инвалидов.
Права детей с инвалидностью рассматриваются только как определенные социальные гарантии, а ребенок как объект социальной защиты со стороны государства.
К сожалению, отсутствует координация и единое видение формирования политики обеспечения прав детей с инвалидностью и среди общественных организаций.
Разрозненность стратегий, отсутствие единого видения ситуации по защите прав детей с инвалидностью в различных сферах между всеми «участниками процесса» приводит к затягиванию решения проблем, а потому страдают, прежде всего, дети.
Вопрос деинституализации не рассматривается как комплексный процесс всех причастных к этой теме государственных институтов. Хаотичность этого процесса приводит к тому, что дети с инвалидностью практически не задействованы в государственных программах усыновления, создания и поддержки приемных семей.
Недостаточная осведомленность по вопросам инвалидности тех семей, которые хотят усыновить ребенка с инвалидностью, отсутствие системы предоставления качественных услуг на уровне общества лишает этих детей права на семью.
Большинство детей с инвалидностью, которые имеют статус сирот и детей, лишенных родительской опеки, после 18 лет переводятся в психиатрические учреждения и дома-интернаты, где проживают на протяжении жизни. Предоставление социального жилья для этой группы детей в соответствии с законодательством не выполняется.
Рекомендации Комитета
Комитет призывает государство-участника обеспечить безопасность всех мальчиков и девочек с инвалидностью в конфликтных районах всеми возможными средствами, а особенно, чтобы жители специальных заведений были среди приоритетных групп, которые должны эвакуироваться в чрезвычайных ситуациях.
Комитет также побуждает государство-участника принять немедленные меры для расследования сообщений о сексуальном насилии, эксплуатации и торговле мальчиками и девочками в специальных заведениях, а также привлекать к ответственности и наказанию виновных. Более того, он рекомендует в течение промежуточного периода обеспечить детей с инвалидностью, содержащихся в специальных учреждениях, надлежащими условиями для жизни, включая качественное питание и возможность частной жизни.
Комитет просит государство-участника в течение 12 месяцев предоставить информацию о мерах, принятых с целью внедрения рекомендаций Комитета.
Что может сделать государство:
- При участии общественных организаций людей с инвалидностью внести соответствующие изменения в действующее законодательство по усилению защиты прав детей с инвалидностью.
- Обеспечить при участии общественных организаций контроль за соблюдением прав детей с инвалидностью, которые находятся в государственных учреждениях опеки.
- Обеспечить обучение специалистов, работающих с детьми с инвалидностью в государственных учреждениях опеки.
- Обеспечить внедрение системы раннего вмешательства.
- Обеспечить координацию всех заинтересованных институтов, причастных к вопросам детей с инвалидностью с целью внедрения услуг на уровне общества и перевода детей из специальных учреждений на проживание в семье.
- Обеспечить законодательную и финансовую поддержку и качественные стандарты предоставления услуг для детей с инвалидностью на местном уровне.
- Обеспечить включение вопросов детей с инвалидностью в государственные программы оказания помощи.
- Внедрить систему поддержки семьи, которая воспитывает детей с определенными функциональными нарушениями, на областном уровне.
- Необходимо принять принципы инклюзивности и универсального дизайна всех средств общественного пользования, созданных для детей.
- Создать государственную систему поддержки детей с инвалидностью, которые достигли совершеннолетия, с целью предоставления им возможности самостоятельно проживать в обществе и быть интегрированными в общество.
- Привлекать к участию при разработке стратегий, просмотре законодательства экспертов из числа людей с инвалидностью, родителей, воспитывающих детей с инвалидностью, а также детей с инвалидностью.
Что могут сделать общественные организации людей с инвалидностью:
- Способствовать повышению публичного сознания о включении детей с инвалидностью в жизнь общества, изменение отношения к вопросам инвалидности. Проводить кампании национального и областного уровней, работать с родителями в детских садах, школах, выступать в средствах массовой информации и др.
- Проводить обучение для родителей, воспитывающих детей с инвалидностью по вопросам правовой культуры, предоставления качественных услуг, реализации права на образование, социальной защиты, досуга и т.д.
- В сотрудничестве с местными органами власти осуществлять мониторинг деятельности государственных учреждений опеки.
- Входить в опекунские советы государственных учреждений опеки, в советы при местных органах власти, которые занимаются вопросами детей.
- Отстаивать интересы детей с инвалидностью и их семей в судах при обращении к государственным органам.
- Участвовать в разработке, обсуждении местных социальных программ и отстаивать интересы детей с инвалидностью.
- Участвовать в публичных дискуссиях по вопросам защиты прав детей с инвалидностью.
- Проводить меры воздействия на органы местной власти по отстаиванию прав семей, воспитывающих детей с инвалидностью.
- Способствовать внедрению системы раннего вмешательства.
- Проводить обучение с целью усиления способности общественных организаций, работающих в интересах детей с инвалидностью и их семей.
- Изучать лучший международный опыт по предоставлению услуг в обществе для семей, воспитывающих детей с определенными функциональными нарушениями.
- Предоставлять услуги для семей и детей.
- Начать с себя и своей организации. Соответствует ли стратегия деятельности лучшим интересам ребенка? Узнать больше о проблемах детей с инвалидностью.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)