Инвестиция в Доступную среду
Если Вы - владелец кафе, магазина, банка, гостиницы, развлекательного центра, аптеки
Инвестиции в Доступную среду сегодня - это рост количества клиентов и увеличения прибыли завтра.
- Все люди должны иметь возможность выпить кофе в кафе, открыть депозит или оплатить счета в банке, посетить кинотеатр или сыграть в бильярд в центре отдыха и тому подобное. Отсутствие препятствий на их пути создает равные возможности для всех.
- Родители с малолетними детьми ожидают, что смогут попасть в здания вместе с детской коляской, оставить ребенка в специальном игровом уголке и т.п. Должны быть созданы условия для такой категории клиентов, которые во всем мире признаются одними из самых платежеспособных.
- Люди с инвалидностью могут быть Вашими клиентами, если для этого созданы условия.
Все люди независимо от особенностей, семейного статуса и т.д. могут быть Вашими клиентами, если Вы позаботились о создании надлежащих условий. Подумайте, каждый ли сможет воспользоваться услугами Вашего бизнеса или даже просто попасть в здание?
Лестницы, узкие коридоры, недоступное помещение, отсутствие указателей, недружественный сервис - все это не способствует привлечению клиентов.
Половинчатые решения также не способствуют универсальности и доступности услуг. Например, в некоторых банках есть специальные игровые зоны для детей, однако при этом мама-клиент не может попасть в здание с ребенком в коляске из-за наличия лестницы и отсутствия плоского входа или пандуса.
В развитых странах, например, в Швеции, время от времени проходят кампании, призывающие к бойкоту заведений, которые не являются доступными для всех, а значит, нарушают права части граждан.
Неприемлемо брать с клиентов больше денег за предоставленные услуги из-за наличия у них инвалидности. Люди с инвалидностью такие же клиенты, как и другие.
Что Вы можете сделать уже сегодня:
Каждый человек независимо от физических особенностей является потенциальным клиентом, поэтому в Ваших силах:
- Устранить барьеры при входе, по возможности убрать лестницу или обеспечить пандус, увеличить пространство перед входом. Вход должен быть расположен на плоской твердой, нескользкой поверхности.
- Позаботиться, чтобы у двери были ручки рычажного типа, которые не нужно крутить или сжимать ладонью.
- Позаботиться о паркинге для клиентов, в том числе об отдельных местах для людей с инвалидностью (как минимум, 10% от общего количества).
- Организовать детскую зону для клиентов с детьми.
- Печатать меню или любую другую информацию для клиентов крупным шрифтом (не менее 14-го).
- Оборудовать доступный туалет - универсальную кабинку. В кабинке сделать зону для пеленания младенцев.
- Применять логотип с международным символом доступности и надписи шрифтом Брайля или большими буквами.
- Позаботиться о звуковом сопровождении материалов для считывания людьми с нарушением зрения.
- Обеспечить возможность ознакомиться с перечнем услуг, меню и другой информацией на сайте.
Если Вы - работодатель
Гибкие и комфортные условия труда, доступные офисные помещения мотивируют работников, а также привлекают новые категории клиентов.
Преимущества применения принципов Доступной среды при проектировании офисных помещений и обеспечении гибких условий труда:
- Отсутствие искусственных барьеров позволяет человеку с инвалидностью работать наравне с другими.
- Безопасные и удобные условия труда, а также гибкость рабочего времени, создает необходимый комфорт для работы беременной женщине.
- Работник, который получил временную травму, благодаря доступной и безопасной офисной среде может с определенного времени работать в офисе.
- Родители, которые имеют малолетних детей, могут совмещать семейные обязанности и работать в некоторые часы вне офиса.
Что Вы можете сделать уже сегодня:
- Сделать услуги универсальными (как минимум - доступными) для всех.
- Сделать доступной информацию об услугах и вакансиях (формат, шрифт и т. д.).
- Обеспечить физическую доступность помещения - как для работников, так и для посетителей.
- Быть открытым для приема на работу работников с различными особенностями (возраст, пол, инвалидность, сексуальная ориентация и др.).
- Позаботиться об удобных рабочих местах для различных работников.
- Организовать зону отдыха.
- Предложить гибкий график работы.
- Создать универсальную туалетную кабинку.
- По возможности - создать детскую зону (с зоной для родителей и младенцев).
Что Вы можете сделать:
- Каждый ребенок имеет право на образование независимо от национальности, вероисповедания или физических ограничений. Образование должно быть инклюзивным.
- Вход в школу должен быть плоским, без лестницы, доступный для всех учеников, учителей, родителей.
- Инклюзивное образование означает, что и среди преподавателей могут быть люди с разными физическими возможностями.
Если Вы - руководитель учебного заведения
Образование должно быть доступным для всех. Не надо учить детей с инвалидностью дома, отдельно от всего класса. Это может быть удобно учителям и учебным заведениям, но никак не людям с инвалидностью. К тому же это экономически неэффективно. Инклюзивное образование означает равное отношение ко всем.
Директору детского сада, школы, ректору университета следует заботиться о том, чтобы все ученики и студенты могли учиться в равных условиях. В основу концепции инклюзивного обучения положена идеология, которая исключает дискриминацию детей, обеспечивает равноправное отношение ко всем людям, но вместе с тем, создает особые условия для учеников, которые в этом нуждаются.
Доступная среда в образовании - это учет потребностей всех учащихся или студентов при создании учебного плана, программы, при оценке знаний, при выборе методов преподавания, при разработке архитектурного дизайна школы или университета, библиотеки, спортивных площадок, общежитий, веб-сайтов, должностных инструкций и учебных материалов и т.д.
Что Вы можете сделать уже сегодня:
- Быть внимательными к особенностям каждого ребенка независимо от его физических возможностей или интеллектуальных способностей.
- Ценить человеческое многообразие.
- Заботиться об архитектурной доступности учебных заведений (устранять лестницы при входе или создавать удобные пандусы, переводить некоторые классы на доступные этажи, заботиться о разметке и универсальном туалете в школе или университете и т.д.).
- Помнить, что пространство в классе должно поощрять к обучению.
- Содействие информационной доступности, внедрять различные учебные материалы.
- Использовать различные методы оценки знаний, учитывая особенности ученика или студента.
Во многих случаях не надо делать дорогой ремонт школы, чтобы учить детей с разными возможностями. Иногда достаточно построить пандус на первом этаже и перенести занятия определенных классов на доступный этаж.
Ожидаемый результат - эффективное вовлечение всех учащихся и студентов, как с инвалидностью, так и без нее.
Что Вы можете сделать:
- Через средства массовой информации отстаивать право каждого человека на равенство в использовании публичного пространства, пользовании услугами и тому подобное.
- Не дискриминировать людей с инвалидностью: брать у них интервью, привлекать в качестве экспертов по различным вопросам, рассказывать об их образе жизни и возможностях.
Если Ваша профессия - журналист
Доступная среда способствует развитию инклюзивного общества, где каждый гражданин может реализовать свои права на образование, работу, передвижение по городу или по улице, пользование услугами и тому подобное. Ограничения этих прав недопустимо в демократическом обществе. Доступная среда также предусматривает представление информации в доступной форме для наиболее эффективного восприятия максимальным количеством людей.
Для этого:
- Старайтесь избегать стереотипного изображения людей с инвалидностью, навешивания ярлыков.
- Желательно писать про людей с различными физическими и интеллектуальными нарушениями с уважением, без чрезмерного сожаления или героизма.
- Приветствуется представление информации, учитывая широкий спектр индивидуальных возможностей и способностей человека (например, в эфире стоит использовать бегущую строку, простые предложения, минимум терминов или разъяснять их и т.д.).
- Важно уважать человеческое многообразие, например, не дискриминировать людей с инвалидностью: брать у них интервью, привлекать как экспертов по различным вопросам, причем не только по теме инвалидности.
- В целом придерживаться журналистских стандартов и принципов журналистской этики.
Что Вы можете сделать уже сегодня:
- Разнообразить информацию: в своих материалах представлять интересы детей, пожилых людей, представителей национальных общин, людей с инвалидностью и тому подобное.
- Позаботиться о доступности и удобстве студии или редакции, куда приглашаются эксперты. Может ли каждый человек самостоятельно попасть в здание (отсутствие лестницы или наличие пандуса, лифт и т.д.)? Доступна ли туалетная комната для всех категорий граждан?
- Разнообразить круг экспертов и по возможности озвучивать взгляды людей, которые отличаются по возрасту, образованию, профессии, цветом кожи и тому подобное.
- Структурировать информацию для облегчения ее восприятия (использование коротких абзацев, подзаголовков и т.д.), особенно если контент рассчитан на максимально широкий круг читателей и зрителей.
- По возможности использовать различные средства передачи информации: визуальные и звуковые. Например, дублирование информации с помощью бегущей строки в эфире.
- По возможности обеспечить разное считывание контента на веб-сайте, например, возможность увеличения размера шрифта, звуковое сопровождение или считывание информации, возможность загрузки текста в различных форматах.
Опыт сотрудников нашей компании позволяет правильно оценить потребности, подобрать оборудование по программе Доступная среда и разработать проект по Доступной среде, дать рекомендации, проконсультировать, ответить на Ваши вопросы. Мы проектируем и реализовываем комплексные решения с учетом разумной стоимости и безопасности, учитывая все Ваши пожелания и требования, в соответствии с ГОСТом и СанПиНом