Принципы программы Доступная среда в городском пространстве
- Достаточно широкие проходы в офисных помещениях или банковских учреждениях способствуют беспрепятственному передвижению людей, несмотря на их вес, рост или другие особенности.
- Автомобилисты в инвалидной коляске требуют больше места при входе или выходе из авто. На каждой парковке должно быть 10% доступных парковочных мест, обозначенных международным символом доступности.
- Лифт, который доступен для всех, имеет широкий проход, достаточно пространства для маневрирования, навигационную панель на удобной высоте для разных категорий граждан - детей, небольшого роста или в коляске.
- Широкие турникеты в метро и в других общественных местах удобны для всех независимо от веса, роста, наличия больших чемоданов, коляски.
- Широкий вход с раздвижными дверями удобный для каждого - мамы с детской коляской, человека с багажом или с сумками, человека в коляске.
Доступная среда должна учитывать наличие необходимого размера и пространства при подходе, подъезде и т.п., несмотря на физические размеры, состояние и мобильность пользователя.
Что значит:
- Доступная среда обеспечивает необходимый размер и пространство для удобного доступа и использования продукта или прибора любым человеком независимо от его роста, телосложения или подвижной активности.
- Важные элементы являются видимыми и легкодоступными для любого пользователя независимо от того, стоит он или сидит.
- Есть достаточное пространство для использования вспомогательных средств.
Где применяют элементы оборудования по программе Доступная Среда
- Широкий лифт.
- Широкие автоматические раздвижные двери для проезда мамы или папы с детской коляской или человека, который передвигается в инвалидной коляске.
- Широкие турникеты в метро и в других общественных местах являются удобными для всех независимо от веса, роста, наличия больших чемоданов, коляски.
- Достаточно пространства в кабинете врача, чтобы любой человек смог пройти медосмотр.
- Достаточно пространства в туалетной кабинке.
- Достаточно широкие проходы в офисных помещениях или банковских учреждениях для беспрепятственного передвижения различных категорий людей.
- Достаточно пространства в магазинах и кафе для клиентов, которые пользуются инвалидными колясками, а также семей, которые хотят отдохнуть с маленькими детьми.
Принципы программы Доступная среда:
- Принципы Доступной среды можно реализовать только на этапе проектирования здания, услуги, вещи, товара, оборудования. Например, с самого начала спроектировать отсутствие ступенек на входе, наличие широких проходов, лифтов, интуитивную навигацию и тому подобное.
- Доступная среда доказала свою экономическую эффективность: такие помещения пользуются большим спросом среди всего населения. Стоимость проекта на этапе строительства может вырасти на незначительные 1-2% или не увеличиться вообще (например, вместо двух входов - с лестницей и пологим заездом, строится один вход для всех).
- Концепция Доступной среды предусматривает создание безбарьерной, гармоничной среды для всех, в том числе уязвимых категорий граждан без их сегрегации.
- Доступная среда предусматривает дублирование книг в аудио-формате, чтобы каждый человек, особенно с пониженным зрением, мог ознакомиться с ними.
- Применение принципов Доступной среды в учебном процессе способствует развитию инклюзивного образования, которое предусматривает физическую доступность всех помещений, онлайн-трансляцию уроков, гибкость в преподавании и тому подобное.
- Доступная среда предусматривает создание доступной, безопасной и комфортной среды, где каждый человек может ориентироваться и передвигаться самостоятельно, без помощи других.
Доступность и разумное приспособление:
- Физически недоступное здание можно адаптировать и сделать доступным с помощью различных приспособлений, например пандус, лифт, расширение прохода и т.д., однако при этом невозможно реализовать принципы Доступной среды в полном объеме.
- Очевидно, что некоторые объекты, которые уже построены, почти невозможно сделать физически доступными (кафе, которые расположены в подвальных помещениях с лестницей) или стоимость перестройки для обеспечения их полной доступности является достаточно высокой (например, достройка лифта в школе). Во многих странах ищут альтернативные пути для обеспечения доступности объектов общественного назначения (музеи, исторические места), применяя разумное приспособление.
- Концепция доступности направлена на устранение искусственно созданных барьеров для маломобильных групп населения.
- Некоторые книги выпускаются специально для людей, которые не видят, и имеют шрифт Брайля. Таким образом, книги становятся доступными для прочтения этими людьми. Однако, шрифт Брайля не является универсальным шрифтом - экономически выгоднее и быстрее реализовывать принцип Доступной среды (гибкость), который предусматривает дублирование книг в аудио-формате, использование компьютерных программ перевода текста в аудио-формат.
- Чтобы сделать доступными для всех людей школы и университеты (при отсутствии возможности их полной реновации или перестройки), рекомендуется построение пандуса, перевод групп, где обучаются студенты с инвалидностью, на доступные этажи и тому подобное.
Что вы можете сделать?
- Часто различные приспособления для обеспечения доступности выглядят неэстетично, а также не являются полностью функциональными и безопасными. Нужно следить, чтобы угол наклона был не более 1:12, а также были перила. Такие приспособления оправданы только в уже построенных недоступных объектах. В новых зданиях должен быть один плоский вход, доступный для каждого человека.
- Высокий бордюр является неудобным и опасным для родителей с детьми в коляске и вовсе недоступным для людей, которые передвигаются по городу в инвалидных колясках.
- Общественное пространство и зоны отдыха должны быть оборудованы для всех групп граждан.
Доступная среда касается каждого человека. Однако на государственном уровне этот вопрос сейчас рассматривают исключительно через призму создания доступности - в первую очередь для людей с инвалидностью как наиболее уязвимой группы населения.
Согласно Конвенции Организации Объединенных Наций о правах людей с инвалидностью, должна быть обеспечена доступность (архитектурная, транспортная, информационная) и устранены барьеры в реализации человеком своих прав.
Таким образом, инвалидность рассматривается как понятие социальное, а не только медицинское. Если устранить препятствия, то человек сможет вести независимый образ жизни, получить образование, устроиться на работу, заниматься спортом, путешествовать, воспользоваться услугами больниц, банков, магазинов.
Что Вы можете сделать уже сегодня:
- Позаботиться о безопасных и нормативных пандусах, а еще лучше - об одном плоском входе для всех. Пандусы часто построены с нарушениями и поэтому не создают доступности, а также портят эстетический вид здания и дискриминируют определенную категорию людей, предлагая им отдельный вход. Следует избегать пандусов там, где это возможно, и строить один плоский вход для всех, без лестницы. Где невозможно - строить пандус с учетом внешнего вида здания и с соблюдением норм доступности (угол наклона 1:12, наличие перил).
- Относиться с уважением к правам людей. Так, кнопка вызова не является решением проблемы доступности. Каждый человек должен иметь возможность самостоятельно попасть в здание, без вызова службы сопровождения.
- Обеспечить архитектурную доступность в Вашем городе, безопасную среду для всех, доступный транспорт, предоставление качественных услуг в различных сферах. Не гарантируйте особых условий специальным группам, например людям с инвалидностью, пенсионерам, детям и т.п. Экономически выгоднее создавать единое удобное пространство для всех.
- Быть готовыми к решительным действиям. Здания и услуги должны быть одинаково доступны для всех.
Протестируйте на себе, что такое физическая доступность. Для этого Вам нужно:
- Спуститься по лестнице в подземный переход с детской коляской.
- Сесть в инвалидную коляску и доехать до места работы без посторонней помощи.
- Завязать себе глаза и пройтись по людной улице, застроенной торговыми точками и с припаркованными на тротуарах автомобилями.
- Попросить своих бабушку или дедушку доехать общественным транспортом к банку.
- Наличие кассовых окон разного уровня делает удобным получение банковских услуг для всех, независимо от роста и функциональных ограничений.
- Различные категории людей станут Вашими клиентами, если смогут попасть в здание, чтобы воспользоваться услугой.
- На парковке, площадке должно быть предусмотрено 10% мест для людей с инвалидностью.
- Коляска в супермаркете позволяет и ребенка катать, и продукты выбирать, и тяжелую сумку не носить. Наличие мультифункциональной коляски соответствует второму принципу Доступной среды - гибкость использования.
- Детский уголок позволяет занять детей, пока взрослые решают свои дела в банке и в других учреждениях. Это соответствует первому принципу Доступной среды - равенство и доступность - использования среды.
Опыт сотрудников нашей компании позволяет правильно оценить потребности, подобрать оборудование по программе Доступная среда и разработать проект по Доступной среде, дать рекомендации, проконсультировать, ответить на Ваши вопросы. Мы проектируем и реализовываем комплексные решения с учетом разумной стоимости и безопасности, учитывая все Ваши пожелания и требования, в соответствии с ГОСТом и СанПиНом