- Ирландия
Государственная политика
После обнародования Доклада Комиссии по положению людей с инвалидностью был введен принцип включения вопросов инвалидности в национальную политику. Он получил законодательное утверждение в результате принятия закона об инвалидности. Это означает, что, по ожиданиям правительства, все основные государственные услуги будут разрабатываться и предоставляться таким образом, чтобы учесть интересы людей с инвалидностью, и государственный сектор будет рассматривать людей с инвалидностью как неотъемлемую составляющую того общества, которому он оказывает услуги. Такой подход также означает, что люди с инвалидностью, которые ищут работу, имеют право на получение услуг Государственной службы занятости на равных условиях с другими соискателями.
В законе об инвалидности на органы власти накладывается обязательство учитывать и реагировать на потребности людей с инвалидностью. 3% всех рабочих мест в органах власти (на государственной службе, в органах местной власти, в службе охраны здоровья и т.п.) являются зарезервированными для работников с инвалидностью. В частном секторе такая квота не установлена.
Национальная служба по вопросам инвалидности является ведущим учреждением по разработке политики в отношении людей с инвалидностью в Ирландии. Это независимое государственное агентство, созданное при Министерстве юстиции, равенства и правовых реформ в соответствии с законом о Национальной службе по вопросам инвалидности. Функция Национальной службы - обеспечение защиты прав людей с инвалидностью. Она играет важную роль в содействии координации и разработки политики в отношении людей с инвалидностью и проведении исследований по вопросам инвалидности в Ирландии.
Национальная стратегия по инвалидности является комплексной программой правительства по содействию социальному включению людей с инвалидностью. По мнению правительства, вместо обострения экономической и фискальной ситуации в Ирландии необходимо продолжать движение вперед на основе того прогресса, который уже был достигнут. В Плане реализации определены основные практические мероприятия по внедрению Национальной стратегии.
Ирландия подписала Конвенцию о правах инвалидов, и правительство собирается подать ее на ратификацию после принятия и вступления в силу законодательства, которое бы соответствовало положениям Конвенции. Страны, которые ратифицировали Конвенцию, обязаны иметь структурированную и надлежащим образом спланированную программу последовательного обеспечения социальных, культурных и экономических прав, предусмотренных Конвенцией. План реализации Национальной стратегии по инвалидности как раз и выполняет функцию такого рамочного документа для утверждения этих прав. Он был составлен с учетом обязательств, вытекающих из различных статей Конвенции.
Сейчас разрабатывается новая комплексная стратегия занятости людей с инвалидностью, она будет опубликована как составляющая Национального плана действий по занятости. Работники с инвалидностью имеют такие же трудовые права, как и другие. Законами о равенстве в сфере труда предусмотрен запрет дискриминации по инвалидности на рабочем месте, в том числе в процессе профессиональной подготовки и трудоустройства. Однако в законодательстве о равенстве в сфере труда отмечается, что работодатель не обязан нанимать или держать на работе работника, который не имеет всех навыков или не способен выполнять обязательства, предусмотренные его должностью.
Эти законы также требуют от работодателей принимать разумные меры для приспособления к потребностям работников и потенциальных работников с инвалидностью. Разумные меры для приспособления могут определяться как некоторое изменение профессиональных обязанностей или структуры профессиональных отношений, которая позволяет квалифицированному работнику с инвалидностью полностью выполнять свои профессиональные задачи и пользоваться равными возможностями на рабочем месте. Однако в соответствии с законодательством Европейского Союза, работодатели не обязаны обеспечивать специальные условия или оборудование, если стоимость этого является слишком или непропорционально высокой.
В соответствии с законом о безопасности, охране здоровья и благополучия на рабочем месте, работодатели должны обеспечить безопасность, здравоохранение и благополучие всех работников на их рабочих местах. Специальное внимание уделяется работникам с инвалидностью - в частности, работодатели должны учитывать их потребности, в том числе потребности в удобстве дверей, проходов, лестниц, душевых, умывальников, туалетов и рабочих мест.
Модели финансирования
Основным источником финансирования услуг для людей с инвалидностью является государственный бюджет. В частности, такие услуги оплачиваются из бюджетов ряда министерств. В основном средства распределяются через бюджеты Министерства социальной защиты (услуги Государственной службы занятости), Министерства юстиции (вопрос равноправия), Министерства по делам охраны окружающей среды, общин и местных органов власти (органы, которые добровольно принимают меры по поддержанию занятости) и Министерства труда, предприятий и инноваций (обеспечение профессиональной подготовки).
Предоставление услуг - организационные аспекты
В Ирландии показатель занятости людей с инвалидностью примерно в два раза ниже, чем среди других людей трудоспособного возраста. Это связано с рядом причин, в том числе с уровнем образования и навыков, опасениями о прекращении социальных выплат, особенностями позиции работодателей, низкими ожиданиями и низким уровнем возврата к работе после наступления инвалидности. Для преодоления различных препятствий по занятости категорий людей, имеющих ограничения на рынке труда, необходимо использовать согласованные комплексные подходы, привлекать ряд ключевых министерств и других правительственных структур, а также повышать способность работников и провайдеров услуг на рынке труда решать соответствующие проблемы.
Специальные услуги по занятости для людей с инвалидностью предоставлялись Национальным советом по вопросам реабилитации. В соответствии с подходом относительно включения вопросов инвалидности к основным направлениям политики, предоставление людям с инвалидностью услуг по занятости, стало задачей основного учреждения Государственной службы занятости. Это учреждение было включено в Департамент социальной защиты.
Хотя подход по включению вопросов инвалидности к основным направлениям политики кажется политически правильным, фактические результаты его применения для людей с инвалидностью, которые ищут работу, далеки от оптимального. Это связано с тем, что специальные возможности по оценке и опыт по консультированию, которым владел Национальный совет по вопросам реабилитации, были в определенной степени утрачены.
Для того чтобы частично компенсировать этот пробел, была основана Программа поддержки занятости (финансируемая правительством), с помощью которой люди с инвалидностью могут получать услуги специалистов по сопровождению на рабочем месте и поддержки занятости. Некоторые учреждения, привлеченные к реализации этой Программы, недавно изменили свои названия, чтобы с положительной стороны подчеркнуть, что они развивают способность к трудоустройству - теперь они называются учреждениями по развитию способности к трудоустройству
В Сети учреждений по поддержке занятости работают специалисты по сопровождению на рабочем месте. Кроме того, руководители и специалисты из разных европейских стран вместе подготовили пособие по поддержке занятости. Специалисты по поддержке занятости могут использовать данное руководство, поскольку в нем описывается весь процесс поддержки занятости, предоставляются практические советы по каждому этапу этого процесса и определяются руководящие принципы относительно лучших практик.
Специалистами по сопровождению на рабочем месте могут стать специалисты из разных областей, они проходят специальную подготовку и получают соответствующую квалификацию.
Требования к отбору клиентов / целевые группы
Как правило, люди с инвалидностью, которые ищут работу, должны подтвердить свой статус у местного врача или врача общей практики, после чего соответствующую проверку проводит Государственная служба занятости. После этого такие соискатели имеют право на получение пособия по инвалидности. Затем они обращаются в Государственную службу занятости (так же, как другие соискатели). Кроме основных активных мероприятий на рынке труда, которые доступны для всех соискателей, люди с инвалидностью могут получить дополнительную поддержку. В частности, это может быть помощь от специалиста по сопровождению на рабочем месте. Решение о том, нуждается ли человек с инвалидностью в помощи такого специалиста, обычно принимает неправительственная организация, в некоторых случаях - неправительственная организация совместно с Государственной службой занятости (Департаментом социальной защиты). Эта услуга может предоставляться всем людям с инвалидностью, которым она может потребоваться для того, чтобы найти или сохранить свое рабочее место.
Уровни и виды поддержки
Услуги для инвалидов на рынке труда направлены на то, чтобы помочь им найти оплачиваемую работу или подготовить их к работе путем программ занятости или профессиональной подготовки. Руководство программами поддержки занятости в настоящее время осуществляется Департаментом социальной защиты.
Работодатели
Поддержка работодателей для того, чтобы они нанимали людей с инвалидностью
Существует ряд схем поддержки в случае трудоустройства человека с инвалидностью. Такая поддержка предоставляется Государственной службой занятости. Сотрудники Государственной службы занятости, которые работают в сфере трудоустройства людей с инвалидностью, поощряют предпринимателей использовать такую финансовую и практическую поддержку. Различные брошюры и веб-сайты содержат необходимую информацию по субсидиям и другим видам поддержки, на которые могут рассчитывать предприниматели.
- Схема приспособления рабочего места и оборудования: грант на покрытие расходов на приспособление помещений или покупку оборудования.
- Схема грантов на содержание работника помогает удержать на рабочем месте работника, у которого возникло заболевание, состояние или ограничение, которое влияет на его способность выполнять профессиональные обязанности.
- Схемой повышения осведомленности по вопросам инвалидности могут пользоваться все частные компании. Мероприятия по повышению осведомленности помогают персоналу оказывать качественные услуги клиентам с инвалидностью и способствуют налаживанию и поддержанию хороших профессиональных контактов с коллегами, имеющими инвалидность.
- Схема субсидий на выплату зарплаты создает финансовые стимулы для работодателей из частного и неправительственного сектора нанимать определенное количество людей с инвалидностью, которые должны работать более 20 часов в неделю.
Привлечение работодателя
Мероприятия в этом этапе будут зависеть от того, в каком формате происходит привлечение работодателя или встречи с ним. Для целей этой работы используется предположение, что специалист по поддержке занятости и (вероятно) клиент должны провести встречу с работодателем. На этом этапе можно определить, что именно может предложить работодатель. В частности, можно обсуждать такие вопросы:
- Опыт, который нужен работодателю.
- Время работы (или возможность пройти испытательный срок).
- Условия трудоустройства.
- Профессиональная культура.
- Поддержка, необходимая лицу, которое ищет работу.
- Поддержка, которую может предоставить провайдер услуг.
- Поддержка, которую может предоставить работодатель и коллеги.
- Вопрос о разглашении статуса.
- Повышение осведомленности работодателя и коллег.
- Требования безопасности и охраны здоровья.
- Наличие финансирования и другой поддержки по программам правительства.
- Советы и консультации работодателям относительно их обязательств и ответственности в соответствии с законодательством
Поддержка на рабочем месте и вне него
Уровень, объемы и формы поддержки будут зависеть от индивидуальных потребностей, профессиональных способностей клиента и ситуации на рабочем месте. Поддержка - это основная составляющая Программы, она предоставляется на всех этапах. Поддержка провайдера должна постепенно сокращаться и быть замененной на поддержку со стороны коллег.
Уровень поддержки и стратегия такой замены должны быть спланированы заранее при участии клиента, работодателя и коллег. Оказание поддержки на рабочем месте и вне его способствует тому, что работник с инвалидностью имеет возможность учиться и эффективно работать, быть частью коллектива, поддерживать и развивать культуру компании, также это помогает в росте. Такая поддержка оказывается также работодателю и коллегам, что позволяет повысить их осведомленность об аспектах инвалидности, а это, в свою очередь, способствует развитию естественной поддержки в коллективе. Пакет мер по поддержке должен быть гибким и ориентированным на конкретного клиента. Он может включать:
Поддержка на рабочем месте:
- Советы и помощь для развития социальных навыков.
- Определение наставника или коллеги.
- Определение особенностей культуры компании и рабочего места.
- Поддержка для адаптации клиента к рабочему месту.
- Поддержка работодателя и коллег.
- Определение обычаев и практик компании и рабочего места.
- Определение возможностей для карьерного роста.
Поддержка вне рабочего места:
- Решение практических проблем и вопросов (транспорт, рабочая одежда и т.д.).
- Обсуждение личных отношений с работодателем и коллегами.
- Помощь в общении с органами социальной защиты.
- Поддержание связей со специалистами по социальной работе и здравоохранению.
- Обсуждение вопросов и предоставление советов по использованию услугами.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)