Сущность понятия организационная культура инклюзивной школы
Для того чтобы сделать инклюзию действительно успешной, вся школа должна быть преданной этому делу. Одиночная деятельность педагогов не принесет ожидаемых результатов, а то и ухудшит их, если они будут пытаться воплощать инклюзивные подходы в среде, которая их не поддерживает и выступает в защиту сегрегационных форм обучения.
Экспериментальным учебным заведениям приходится чаще задумываться над такими фундаментальными вопросами школьного образования:
- Зачем они существуют?
- Кого они обслуживают?
Поиск ответов на эти вопросы убедил педагогов, что они (школы и педагогические коллективы) существуют ради того, чтобы удовлетворять образовательные, эмоциональные, социальные и другие потребности школьников, поскольку именно им нужно быть готовыми к изменениям и адаптации в соответствии с потребностями этих детей, а не наоборот.
Итак, для превращения в эффективное инклюзивное заведение, школа должна меняться и адаптироваться, чтобы удовлетворять широкий диапазон потребностей всех учеников в местном сообществе.
Поэтому актуальными становятся:
- постоянное профессиональное развитие всех членов школьного сообщества как индивидуальное, так и коллективное;
- преобразование школы на «самообновляющуюся организацию, которая учится»;
- а культуры школы - на культуру образовательных изменений.
Что может помочь создать школьную культуру, которая поддерживает философию инклюзии?
Как показывает опыт экспериментальных учебных заведений, двигаться к достижению этой цели стало возможным с помощью введения в их деятельность не менее двух практик:
Во-первых, это работа с индексом инклюзии.
Во-вторых, создание и организация соответствующей деятельности подкомитета «Организационная культура школы».
В-третьих, психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями.
Индекс инклюзии включает в себя систему внутреннего мониторинга, направленную на создание атмосферы общей качественной работы всех участников учебно-воспитательного процесса. Его применение позволило увидеть, как успехи экспериментальных школ, так и неизбежные трудности у тех, кто занимается новым, сложным делом.
Результаты работы школы с одной из составляющих индекса инклюзии - «Развитие организационной культуры». Эта составляющая, или это направление, делится на два раздела:
Раздел 1. Создание сообщества.
Раздел 2. Развитие инклюзивных ценностей. Указывает на то, что необходимо сделать для повышения уровня полноценного участия в учебно-воспитательном процессе для всех участников учебного процесса.
Раздел 1. Создание сообщества и развитие инклюзивных ценностей.
В качестве индикаторов создания сообщества в индексе выделено 7 параметров:
- Каждый чувствует, что ему в школе рады и относятся доброжелательно.
На этом этапе еще есть личные проблемы у педагогов, которым трудно преодолеть собственные барьеры в отношении некоторых учеников, например, которые имеют нарушения поведения. В таких случаях педагогам нужен опыт работы и осуществления определенных адаптаций или модификаций материалов урока в работе с отдельными учениками. Поскольку не все педагоги школы прошли семинары, то проблемы в работе периодически возникают.
- Ученики помогают друг другу.
Не всегда дух партнерства прослеживается именно с учащимися с особыми образовательными потребностями, хотя регулярно проводятся соответствующие акции, тренинги и беседы. Ведь ученики с особыми образовательными потребностями имеют также и свои особенности, из-за которых не принимают помощь от учеников в классе. Да и помощь эта иногда предлагается не совсем в корректной форме.
- Сотрудники школы работают в партнерстве друг с другом.
К педагогам, которые прошли обучение в рамках проекта, все чаще обращаются за советом, помощью коллеги, которые столкнулись с трудностями в отношении некоторых учеников в классах (детей с поведенческими нарушениями, или из неблагополучных семей и т.д.).
- Ученики и учителя относятся друг к другу с уважением.
Изменение отношения педагогов к детям с особыми образовательными потребностями и детям, имеющим трудности в обучении улучшило взаимоотношение педагогов и учащихся. Однако еще есть определенные трудности, в частности в среднем звене, (это связано с особенностями подросткового возраста), критичность учащихся по отношению к взрослым требуют тщательной подготовки в общении.
- Педагоги и родители сотрудничают друг с другом.
Трудности заключаются в низкой заинтересованности родителей теми процессами, которые происходят в школе в целом.
- Педагоги и представители руководящих органов сотрудничают.
Эта тесное сотрудничество прослеживается с управлением образования города, и городским методическим центром.
- Общественность привлечена к работе в учебном заведении.
На заседания и семинары в рамках проекта приглашаются родители, сотрудники других школ и детских дошкольных учреждений. Однако связь с общественностью еще слаба, поскольку общественные организации ждут инициативы от школы, а школа, в силу занятости основной деятельностью - учебой и воспитанием, - ждет инициативы от общественности. Трудности возникают и в работе с отдельными семьями, которые по ряду причин не хотят обследовать своих детей, не сотрудничают в интересах ребенка со школой и медицинскими работниками.
Раздел 2. Развитие инклюзивных ценностей.
Этот раздел содержит 6 индикаторов, которые направлены на изучение внедрения идеологии инклюзии, ценности каждого ученика, стремления минимизировать все виды дискриминации. Работая в рамках этого раздела, выделено много проблем:
- проблемы оценки различных возможностей учащихся. Учитель не всегда дает достоверную информацию обо всех учениках класса и не всегда готов адаптировать материал или модифицировать его содержание;
- проблемы вербальной поддержки учащихся во время урока: чаще хвалят тех, кто не имеет проблем в восприятии материала, его обработке. Те ученики, которые работают медленнее и труднее усваивают материал, реже слышат похвалу в свой адрес и чаще разочаровываются в процессе подведения итогов, поскольку не получают поддержки.
Деятельность подкомитета «Общая школьная практика».
Работа с этим направлением индекса инклюзии «Организационная культура школы» обусловила создание и организацию соответствующей деятельности подкомитета «Общая школьная практика». В него вошли лица, заинтересованные в изменениях и готовые прилагать усилия для их внедрения, в том числе педагоги, администраторы, родители и ученики. Этот подкомитет работает параллельно с подкомитетами в сфере политики и практики обучения, что позволяет одновременно решать широкий круг разноплановых задач, важных для построения инклюзивной школы.
В ходе практической деятельности определились задачи подкомитета «Общая школьная практика», а именно:
- распространение идей инклюзии среди школьного сообщества;
- участие в обеспечении готовности педагогического коллектива к изменениям и адаптации деятельности в соответствии с образовательными потребностями всех учащихся школы;
- участие в формировании новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, обеспечении преемственности, условиях дифференцированного обучения, личностно-ориентированного обучения;
- анализ действующих учебных планов и программ, определение задач компетентно-ориентированного обучения учащихся;
- содействие выработке сотрудничества, взаимопомощи работников школы;
- методическое сопровождение процесса развития модели учебного заведения с инклюзивным образованием;
- создание условий непрерывного профессионального развития педагогов, поддержки их деятельности по внедрению инклюзивного обучения;
- оказание помощи в разработке и реализации индивидуальных планов детей с особыми образовательными потребностями;
- привлечение необходимых специалистов для проведения коррекционно-развивающей работы;
- анализ результативности инклюзивной практики педагогов.
Сотрудничество с общественностью.
Следует отметить и существенную роль общества в создании школьной культуры, которая поддерживает философию инклюзии. Поэтому бесценное значение приобретает надлежащее сопровождение семей детей с особыми образовательными потребностями, через сотрудничество с общественными организациями. Открытое обсуждение вопросов и нахождение путей их решения во время «круглых столов» по проблемам обучения, воспитания, профориентации, деловые игры, дни открытых дверей, индивидуальные консультации, психологические тренинги.
Так, в рамках проекта для родителей учащихся с особыми образовательными потребностями экспериментальных учебных заведений были организованы летние школы. Родители отметили положительные последствия участия в летней школе для понимания своей роли в создании инклюзивной модели учебного заведения, отстаивании прав детей с нарушениями развития. Во время работы летней школы родители детей с особыми образовательными потребностями имели возможность активно общаться с другими родителями, чтобы передать свой опыт общественной активности в поддержку детей с инвалидностью и их родителей в их стремлении достигать изменений для своих детей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)