Условия организации формирования навыков самообразования учащихся с ограниченными возможностями
В условиях динамичного развития современного общества, гарантом перспективного благосостояния выступает концепция образования на протяжении всей жизни человека, что предполагает собой постоянное пополнение знаний, умений, навыков. Учащиеся с ограниченными возможностями должны не только обладать фундаментальными знаниями основ наук, но и уметь творчески мыслить, быть инициативными и самостоятельными. Как ни что лучше эту задачу решает самообразование, цель которого заключается в удовлетворении развивающихся потребностей личности, возможности реализации каждым индивидуальной программы обучения и воспитания.
Успешной реализации процесса по формированию навыков самообразования способствует соблюдение ряда не только педагогических условий, но и психологических:
- установление благоприятного психологического климата, который заключается в создании атмосферы доверия, сотрудничества, доброжелательности, терпимости, опоры на позитивные качества личности;
- учет возрастных, личностных и индивидуальных особенностей подростков, что особенно важно для учащихся с ограниченными возможностями, в силу их эмоциональной уязвимости, вследствие заболевания, влекущего ограничения.
Формирование навыков происходит на основе психологических процессов личности - не только мыслительных, но волевых и эмоциональных. Эмоции обеспечивают подготовку нервной системы к деятельности, настройку анализаторов для наилучшего восприятия и усвоения учебного материала. Положительный эмоциональный фон является необходимым началом познавательных действий, которые определяются направленностью личности, обусловленной ее потребностями, интересами и мотивами. Эмоции - это психическое отражение в форме непосредственного переживания смысла жизненного явления и ситуации, обусловленного отношением их к объективным свойствам. Эмоции являются внутренними сигналами и непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Следует отметить, что это не рефлексия отношений, а непосредственно их отражение, переживание.
Особенностью эмоций является их способность регулировать деятельность в соответствии с предвосхищаемыми обстоятельствами. Они релевантны деятельности, и не входят в ее состав.
Некоторые исследователи связывают начало самообразования с младшим школьным возрастом, указывая на то, что младших школьников отличает направленность на окружающий внешний мир, повышенная восприимчивость, любознательность, поэтому они с большим желанием овладевают новыми умениями и навыками. Другие считают, что все же наиболее благоприятным для начала самообразовательной деятельности является подростковый и юношеский возраст.
Возраст от 12 до 15 лет - это период рождения «генетически-дедуктивного» мышления, способности абстрагировать понятие от действительности, формировать и перебирать альтернативные гипотезы и делать предметом анализа собственную мысль. С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. При этом не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения. Позже, в начале новой фазы, у ребенка появляется множество новых интересов. Из них путем дифференциации выбирается ядро интересов. При наличии навыков самообразования подросток может самостоятельно реализовать свои желания в сфере образования. Появляется новое отношение к учению и стремление к самореализации.
Ж. Пиаже определил абстрактное мышление подростков как мышление на уровне формальных операций. Он считает, что развитие мышления до стадии формальных операций не только является основным когнитивным новообразованием данного возраста, но и лежит в основе всей эволюции психической жизни в отрочестве. Согласно работам Ж. Пиаже, интеллект представляет собой частную форму адаптации организма. Взаимодействие индивида и среды характеризуется единством процессов ассимиляции и аккомодации и продиктовано поисками равновесия между реалиями внешнего мира и вырабатываемыми интеллектом «формами» его освоения и понимания. По мере развития мышление постепенно претерпевает все более сложные системные и структурные изменения. В когнитивном развитии было выделено 4 стадии: сенсомоторная (от 0 до 2 лет), интуитивная или дооперациональная (от 2 до 7-8 лет), стадия конкретных операций (от 7-8 до 11 лет).
Результаты проведенного исследования свидетельствуют, прежде всего, о необходимости разработки специальной системы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью мерам времени, с учетом их психофизических особенностей. В связи с этим, на основе научно-методических разработок авторов, занимающихся данной проблемой, была разработана программа по коррекции временных представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, которая легла в основу формирующего эксперимента. В основе занятий программы лежат: дидактические игры, работа с загадками, работа с пословицами, работа со стихами, с репродукциями картин, театрализация сказок, составление рассказов.
Результатом данного эксперимента явилось то, что испытуемые экспериментальной группы значительно лучше испытуемых контрольной группы справились с предложенными заданиями, что подтверждается количественными и качественными показателями. Следовательно, данная коррекционная программа оказалась достаточно эффективной и может быть использована учителями-дефектологами и психологами специальных учреждений образования.
В последние годы все чаще поднимается вопрос о содержании, форме, методах специального обучения, с помощью которых можно было бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особенностями психофизического развития. Анализ литературы показывает, что новые информационные технологии позволяют создавать оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции и компенсации, имеющихся у детей нарушений, при этом максимально учитывая индивидуальные возможности и потребности учащихся. Преимущества использования новых информационных технологий в образовании детей с особенностями психофизического развития связаны с появлением возможности качественной оптимизации и индивидуализации учебного процесса, что позволяет в большей мере реализовать личностно-ориентированный, деятельностный и компетентный подходы к обучению.
Одним из видов новых информационных технологий, используемых в специальном образовании, являются компьютерные средства. Можно отметить следующие их преимущества:
- Большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала. Наглядное отображение информации повышает эффективность любой деятельности человека. В специальном образовании данный аспект приобретает особенно большую значимость. Использование современных графических и мультимедиа средств, диагностических датчиков и приборов позволяет создавать выразительные и эффективные динамические модели, которые позволят не только определить состояние той или иной функции ребенка, но и увидеть объективные трудности, возникающие у ребенка, преодолеть их доступными средствами.
- Использование в обучении всех категорий детей с нарушениями развития динамичных компьютерных моделей различных явлений и процессов, позволяет учащимся самостоятельно наблюдать и изучать их закономерности, что, в свою очередь, способствует более эффективному усвоению учебного материала.
- Возможность объединения информационной, операционной и коррекционной направленности программированного обучения, педагогики сотрудничества. Данный аспект позволяет реализовать оптимальные условия социального включения, адаптации и интеграции ребенка с особенностями психофизического развития в рамках единого образовательного пространства.
- Комплектация компьютера может осуществляться с учетом нужд и потребностей людей с особенностями психофизического развития.
Организация образования лиц с нарушениями развития на основе внедрения новых информационных технологий требует реализации следующих основных принципов компьютерного обучения:
- Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, повышение ее эффективности и качества. Реализация данного принципа основывается на применении инновационных методов обучения, позволяющих создать открытую систему обучения, при которой учащемуся предоставляется возможность выбора подходящей ему программы и технологии обучения. В этом случае обучение становится гибким, не связанным с жестким учебным планом и обязательными аудиторными мероприятиями.
- Интерактивность системы компьютерного обучения с использованием новых информационных технологий. Использование компьютерных средств обучения позволяет учащемуся получать информацию вне зависимости от пространственных и временных ограничений, находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации, осуществлять различные формы самоконтроля, что в значительной мере способствует созданию условий для социальной реабилитации лиц с особенностями психофизического развития.
- Мультимедийность компьютерных систем обучения, позволяющая активизировать компенсаторные механизмы учащихся на основе сохранных видов восприятия с учетом принципа поли-сенсорного подхода к преодолению нарушений в развитии.
Применение специализированных компьютерных технологий при работе с различными категориями людей, имеющих особенности психофизического развития, позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. В этом направлении ведутся различные разработки.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)