Особенности социальной адаптации заикающихся детей младшего школьного возраста
Современный взгляд на проблему социальной адаптации позволяет определить ее как процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспособления к изменяющимся условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социальных общностях. Нарушения в развитии речи существенно влияют на эффективность процесса социальной адаптации ребенка.
В настоящее время такой формой нарушения речевого общения как заикание страдает по разным данным от 1,5 до 3% населения, и, несмотря на большое число научных работ по этой теме, проблема эффективной социальной адаптации заикающихся продолжает оставаться актуальной. Заикание - сильнейший, постоянно действующий фактор стресса. Затрудненное общение в семье, со сверстниками, не всегда лояльное отношение окружающих усугубляют страдание. Успешная социальная адаптация заикающихся может состояться при решении двух задач: внутренней и внешней. Внутренняя - усилия самого страдающего, внешняя - помощь окружающих людей. Особенно нуждаются в такой помощи младшие школьники, так как уже в этом возрасте наблюдаются отклонения в личностном и коммуникативном статусе.
Ситуация социальной адаптации заикающегося младшего школьника имеет свои особенности.
- Меняется тип ведущей деятельности: главной является учебная деятельность, хотя элементы игровой деятельности сосуществуют с учебой.
- Игровая форма занятий заменяется уроком.
- Если у дошкольников вся логопедическая работа ведется через семью и воспитателей, то в школьном возрасте логопедическое воздействие осуществляется в содружестве с учителем.
- В дошкольном возрасте все элементы речи воспитываются на основе подражания логопеду в процессе игровой деятельности, в школьном возрасте большее значение приобретает установка на сознательное преодоление дефекта, на самостоятельные упражнения над речью. Заикание устраняется в процессе прохождения всех предметов в школе.
- Речевой материал и виды логопедических занятий сближаются со школьной практикой.
В социальной адаптации заикающегося велика роль учителя школы: он создает в классе атмосферу бережного отношения к заикающемуся, постепенно подводит его к самостоятельным ответам у доски. Учитель поддерживает тесный контакт с логопедом и семьей логопата. В моменты подавленного настроения заикающегося, педагог должен ободрить ребенка, переключить его внимание на положительные стороны личности, на деятельность, интересную для него. Учитель вовлекает заикающегося в общественную жизнь класса, а затем школы, в кружки. Коррекционная работа над речью не должна ограничиваться только формальными упражнениями. Необходимо говорить не только о системе речевых занятий, но и о реабилитационном воспитании заикающегося школьника.
Необходимость в социальной адаптации важна еще и потому, что она влияет на успешность процесса коммуникации, так как это неотъемлемое условие развития ребенка. В следствии логоневроза, ухудшается процесс социализации ребенка, общения со сверстниками, возникают вторичные нарушения: страх общения с незнакомыми людьми, поиск способов самореализации в других видах деятельности. В младшем школьном возрасте ребенок начинает чаще обращать внимание на свой дефект и это негативно влияет на развитие механизмов социализации.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)