Условия эффективности формирования информационно-коммуникационной компетентности у учащихся с особенностями психофизического развития
Формирование информационно-коммуникационных знаний, умений и навыков осуществляется в курсе информатики, однако, исследования показывают низкий уровень овладения данными знаниями, умениями и навыками у учащихся с отставанием психофизического развития, что связано, в первую очередь, с их функциональными ограничениями.
Так, к основным функциональным ограничениям у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата можно отнести:
- сложность или невозможность выполнения мелких и точных движений;
- недостаточность контроля и координации произвольных движений;
- недостаточность вспомогательных функций рук, синхронизации движений, зрительно-моторной координации рук;
- ограничение подвижности, недостаточный объем и сила движений, быстрая утомляемость.
У лиц с нарушением слуха - сложность или невозможность восприятия звука, а также определение локализации, громкости, высоты и качества звуков.
У лиц с нарушениями зрения - сложность или невозможность восприятия световых ощущений, формы, размера, очертаний и цвета визуального раздражителя.
С целью минимизации или устранения коммуникативных, психологических и иного рода проблем, связанных с нарушением физических и сенсорных функций учащихся, в современной практике используются приемы и методы работы, различные технические средства, которые позволяют найти «обходные пути» к информационным ресурсам и имеют общее название - вспомогательные технологии. Подходящие и доступные вспомогательные технологии в значительной степени могут повысить автономность учащихся с особенностями психофизического развития, способствовать их социальному развитию и взаимодействию.
Вспомогательные технологии представляют собой любое устройство, систему или услугу, которые позволяют людям с функциональными ограничениями принимать активное участие в повседневной жизни, получать образование и работать. Они включают в себя не только физические объекты, такие как устройства или оборудование; но и программы, технологические установки, действие которых основано на применении комплекса технических компонентов.
Вспомогательные компьютерные технологии с успехом применяются в образовании людей с особыми потребностями, поскольку с их помощью становится возможным преодоление сенсорных барьеров, а также компенсация утраченных функций человеческого организма. Благодаря возможности удовлетворения индивидуальных потребностей и преодоления возникающих барьеров в обучении использование таких технологий позволяет учащимся принимать активное участие в учебном процессе и тем самым способствует его эффективности.
Вместе с тем, даже применение вспомогательных технологий не может обеспечить полное освоение общеобразовательного курса информатики учащимися с выраженными сенсорными нарушениями. Более того, некоторые его разделы являются для данной категории учащихся недоступными и неактуальными (например, для незрячих - работа с графической и видеоинформацией).
Актуальной проблемой специальных школ является то, что по состоянию здоровья, учащиеся с отставанием в психофизическом развитии вынуждены отсутствовать на занятиях длительные периоды времени. Это приводит к регрессу уровня сформированности знаний, умений и навыков, в том числе и информационно-коммуникационных. В качестве одного из решений данной проблемы выступает применение технологий дистанционного обучения. Использование синхронных и асинхронных технологий дистанционного обучения позволяет не прерывать образовательный процесс; способствует развитию у учащихся с отставанием в психофизическом развитии коммуникационных навыков, повышению интереса и мотивации к освоению новых знаний.
Мотивационный компонент характеризуется наличием мотива достижения цели, постановкой и осознанием целей информационной деятельности, интересом и готовностью к работе с информационными и коммуникационными технологиями.
Мотивационный компонент формируется, прежде всего, реализацией межпредметных связей, когда информационно-коммуникационные технологии выступают не как цель обучения, а лишь как средство решения задач других предметных областей. Так, эффективным является:
- проведение уроков-тандемов математики и информатики, химии и информатики и др.;
- создание учащимися презентаций по изучаемым разделам дисциплин, напрямую с информатикой не связанных;
- написание и публикация на школьном сайте сборника сочинений класса;
- участие школьников в подготовке мультимедийного сопровождения воспитательных мероприятий и т.п.
Коммуникативный компонент обеспечивает готовность к взаимодействию и осуществление коммуникационной деятельности с соблюдением правовых, нравственных и этических норм.
Рефлексивно-оценочный компонент понимается как рефлексия выполнения работ на всех этапах; текущий контроль и самоконтроль знаний; результирующая контрольно-творческая работа.
Мотивационный, коммуникативный и рефлексивно-оценочный компоненты образуют систему установок, включающую в себя:
- позитивное отношение к информационно-коммуникационной среде и ее использование для решения интеллектуальных задач;
- ценность приобретаемых навыков решения задач;
- ценность самостоятельности, независимости в своих действиях, улучшения результатов своей работы, постоянного самосовершенствования, учения в течение всей жизни;
- ценность сотрудничества, коллективной деятельности;
- уважение к труду другого человека, его результату и авторству, неприемлемость плагиата и подобных действий.
Важным аспектом в формировании информационно-коммуникационной компетентности школьников является осуществление мониторинга уровня информационно-коммуникационных технологий. Этот уровень может быть определен по следующим параметрам: технические навыки - скорость ввода и редактирования заданной информации, выбор правильного или оптимального технического действия в заданном контексте. Здесь возможна количественная, полностью автоматизированная оценка в рамках формальной процедуры тестирования.
Навыки использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач широкого спектра из заранее заданной большой совокупности (организация формы представления заданной информации, поиск информации на заданную тему в Интернете и т.д.). Применяется количественная экспертная оценка по формализованному многокритериальному алгоритму.
Адекватность использования информационно-коммуникационных технологий в решении информационно-коммуникационных задач, возникающих в учебном процессе. Здесь применима качественная оценка, исходящая из анализа портфолио учебных достижений учащегося на протяжении учебного года.
Информационно-коммуникационная компетентность школьников с отставанием в психофизическом развитии в значительной степени определяет, насколько успешной будет их социализация и интеграция в современное информационное общество. Поэтому, вместе с выработкой общеобразовательных компонентов информационно-коммуникационных компетентностей необходимо осуществлять формирование у учащихся с отставанием в психофизическом развитии специальных навыков, которые направлены на использование информационно-коммуникационных компетентностей для решения задач, возникающих в повседневной жизни. Для этого в старшем звене специальной школы вводится коррекционный курс «Современные средства коммуникации», основными содержательными блоками которого являются:
- средства компьютерной телекоммуникации;
- портативные средства коммуникации;
- информационные базы;
- системы электронного банкинга;
- мультимедийные средства;
- специализированные программные и аппаратные средства;
- учебная и деловая документация;
- организация индивидуального информационного пространства.
Необходимость информационно-коммуникационных компетентностей школьников с отставанием в психофизическом развитии требует от всех педагогов, осуществляющих учебно-воспитательный процесс, высокого уровня владения информационно-коммуникационными технологиями, в том числе вспомогательными технологиями, технологиями дистанционного обучения. Следовательно, важным фактором, определяющим эффективность процесса формирования информационно-коммуникационных компетентностей у школьников с отставанием в психофизическом развитии, является информационно-коммуникационная компетентность педагогов.
Можно сделать вывод о том, что эффективность формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся с особенностями психофизического развития обеспечивается за счет:
- переработки содержания курса информатики;
- реализации в младшем школьном звене пропедевтического коррекционного курса «Основы компьютерной грамоты»;
- применения вспомогательных информационных технологий;
- применения технологий дистанционного обучения;
- реализации курса «Современные средства коммуникации» для старших школьников с отставанием в психофизическом развитии;
- мониторинга уровня сформированности информационно-коммуникационных компетентностей на разных этапах обучения;
- осуществления межпредметных связей;
высокого уровня владения информационно-коммуникационными технологиями педагогов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)