Профилактика возникновения нарушений речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста
Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений - одна из актуальных проблем современной логопедии.
Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка. В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях детской речи показано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей.
Особенностью темповых задержек речевого развития детей в раннем возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Оказанная ребенку раннего возраста помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. Раннее оказание коррекционно-профилактической помощи позволяет достигнуть принципиально иных результатов в развитии речи.
Большое значение в разработке данной проблемы имеет изучение предпосылок формирования речи в раннем возрасте, т. е. физиологической и психологической баз, социального окружения. Сохранность этих факторов речевого развития обеспечивает в дальнейшем нормальное развитие речевой деятельности детей.
Недостаточность методических подходов для определения нарушений физического, психического, речевого развития в раннем возрасте, для уточнения социальных факторов развития детей, игнорирование ранней профилактической работы – все это приводит к появлению вторичных дефектов развития.
Таким образом, значимость и недостаточная изученность проблемы коррекционно-профилактической работы в раннем возрасте указывают на необходимость ее научно-теоретической и практической разработки, что определяет данное исследование как актуальное.
Объектом исследования являются условия формирования речевой деятельности детей группы риска по возникновению нарушений речи.
Целью экспериментального исследования было изучение особенностей актуального речевого развития детей раннего возраста и условий формирования речевой деятельности детей группы риска по возникновению речевой патологии.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
- выявить из общей экспериментальной группы детей с факторами риска по возникновению нарушений речи;
- исследовать и описать особенности развития речи детей раннего возраста с факторами риска в речевом развитии;
- предложить специальный вариант изучения условий формирования речевой функции детей группы риска по возникновению нарушений речи;
- изучить сформированность предпосылок речевой деятельности детей с факторами риска речевых нарушений;
- выделить группы детей по степени риска возникновения речевой патологии.
Предметом исследования является определение и обоснование системы мероприятий по профилактике нарушений речи у детей с факторами риска.
У детей группы риска имеется заметное отставание в речевом развитии, связанное с условиями формирования их речевой деятельности. Предупреждению возникновения нарушений речи у этих детей будет способствовать система профилактических мероприятий, направленных на формирование биологических, психологических и социальных предпосылок речи.
В процессе реализации поставленной цели и вытекающих из нее задач были использованы следующие методы:
- теоретический (анализ литературы по проблеме исследования);
- общелогические (анализ, сравнение, обобщение, аналогия);
- эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, констатирующий эксперимент);
- биографические (анализ анамнестических данных, изучение медико-психолого-педагогической документации);
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
Для реализации задач по выявлению детей с факторами риска по возникновению речевых нарушений и изучению особенностей речевой деятельности данной категории была проведена предварительная работа, включающая в себя наблюдение, беседы, анкетирование родителей и воспитателей дошкольных учреждений, анализ анамнестических данных и медико-психолого-педагогической документации, обследование состояния речевой функции детей.
Следующий этап работы включал непосредственное изучение предпосылок речевой деятельности детей группы риска по возникновению речевой патологии: биологических, психолого-педагогических и социальных.
Анализ анамнестических сведений, бесед, анкетирования родителей и воспитателей позволил отобрать детей в группу с факторами риска в речевом развитии.
Для этих детей были характерны низкий уровень речевого развития, множество социально-психологических и, особенно, биологических факторов риска речевых нарушений.
При определении актуального уровня развития речи детей были выявлены следующие особенности:
- импрессивная сторона речи;
- экспрессивная сторона речи;
- строение артикуляционного аппарата.
Проанализировав биологические, психолого-педагогические и социальные предпосылки развития речи каждого ребенка, были выделены 4 группы детей с риском в речевом развитии:
1 группа - отсутствие риска в речевом развитии;
2 группа - дети с минимальной степенью риска;
3 группа - дети с выраженной степенью риска;
4 группа - дети с абсолютной степенью риска в речевом развитии.
Дети первой группы характеризовались биологической и психолого-педагогической базами, благоприятным развитием социального фактора.
Для детей второй группы были характерны успешное развитие биологической и, в целом, психолого-педагогической предпосылок развития речи, но не совсем благоприятные социальные условия.
Дети третьей группы - с выраженной степенью риска в речевом развитии - характеризовались недостаточно благоприятным развитием биологической базы, отставанием в психолого-педагогической сфере и неблагоприятными социальными предпосылками.
У четвертой группы с абсолютной степенью риска в речевом развитии отмечались недоразвитие и неблагоприятное состояние всех основных предпосылок формирования речи: биологических, психолого-педагогических и социальных.
Основными принципами первичной профилактики речевых нарушений в раннем возрасте должны быть следующие:
- целенаправленная стимуляция и коррекция процесса формирования речевых структур ребенка, начатая с младенчества с помощью активного, адекватного, эмоционального взаимодействия ребенка с взрослым;
- предупреждение или смягчение повреждающего действия выделенных факторов риска с помощью системы протективных мероприятий;
- коррекционная работа с семьей, направленная на полное использование возможностей родителей и детей раннего возраста, которые позволяют создать более адекватную и благоприятную психологическую среду.
При проведении экспериментального исследования, у многих детей раннего возраста были выявлены отклонения в биологической и психологической базах, а также влияние неблагоприятного социального окружения.
С рождением ребенка особая ответственность за его нервно-психическое здоровье ложится на семью. Поэтому родители совместно с врачами должны следить за ходом становления и развития этих реакций, принимать необходимые профилактические меры в случае их отклонения.
Таким образом, в результате проведенной работы:
- было предложено специальное изучение условий формирования речевой деятельности детей группы риска;
- конкретизировано содержание биологической, психологической и социальной баз по формированию речевой функции;
- выявлены специфические особенности речи детей группы риска по возникновению речевой патологии;
- теоретически обоснована и разработана система мероприятий по ранней профилактически направленной коррекционно-педагогической работе.
Ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.
В настоящее время особенно актуальными становятся вопросы ранней диагностики и абилитации младенцев, форм и методов работы с детьми раннего возраста.
Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии позволяют предупредить появление дальнейших отклонений в его развитии, корригировать уже имеющиеся, существенно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь более высокого уровня их общего развития, а в последствии, и образования, добиться успешной интеграции в общество.
Благоприятному исходу ранней профилактически направленной работы будет способствовать не только деятельность педагогов в дошкольных учреждениях, но и активная позиция родителей по отношению к данной проблеме.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)