Социально-педагогическая поддержка детей, находящихся в социально опасном положении
Кризис современного общества порождает не только конфликты поколений, но и распад общества, его социальных институтов. Негативные последствия неблагополучия в обществе проектируются на семью как на основной и наиболее уязвимый социальный институт. Законодательные акты, лежащие в основе социальной политики государства в отношении детей, нацелены на сохранение семьи.
С ростом числа семей, находящихся в социально опасном положении, увеличивается количество социальных сирот. Как правило, родители, злоупотребляющие спиртными напитками, наркотиками, ведущие аморальный образ жизни, отказываются от их содержания, воспитания и обучения.
В последние годы многое делается по изменению сложившейся ситуации, улучшению положения всего детского населения страны. Этому во многом способствует созданная и совершенствуемая законодательная и нормативная правовая база.
Однако не все законодательные акты срабатывают должным образом и проблема детей, в особенности семей, остается актуальной, требует постоянного анализа и системной работы. Во многих семьях зреют конфликты, усугубляется непонимание между детьми и их родителями. Основными причинами, приносящими несчастье детям, являются пьянство родителей, их аморальный образ жизни, тунеядство. Дети подвергаются различным формам физического и психического насилия в семье, школе, на улице, что нередко приводит к психологическим травмам, их гибели, суицидам.
Не налаженная должным образом работа по выявлению детского неблагополучия приводит к запоздалому вмешательству в проблемы семьи и более трудоемкому их разрешению. В этой связи требуется повышение ответственности специалистов различных учреждений образования - воспитателей, учителей, классных руководителей, кураторов, социальных педагогов, психологов.
Социально-педагогическая работа направлена на взаимодействие социального педагога с семьей, изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка, условий его воспитания и проживания, отношения к учебе и социальному окружению.
Начальным этапом работы с семьей является сбор и анализ информации. Это необходимо для выявления асоциальных семей, имеющих несовершеннолетних детей, и для определения направлений дальнейшей работы.
Для организации работы социальному педагогу необходима определенная информация.
Информация общего характера включает:
- адрес проживания и прописка;
- состав семьи: Ф.И.О. родителей и детей, их возраст, национальность;
- сведения из учреждений, свидетельствующие о неблагополучии семьи, например, из поликлиники.
Специальная информация включает:
- сведения о социальном статусе семьи: полная, неполная, безработная, многодетная, малообеспеченная;
- состояние здоровья, уровень образования, нарушение функций семьи.
Основными методами сбора информации являются:
- беседа (с соседями, классным руководителем, родственниками, и т.д.);
- наблюдение;
- анализ документации (полученной из государственных учреждений органов опеки и попечительства, здравоохранения, народного образования, управления социальной защиты населения и т.д.);
- анкетирование (для проведения уточняющей диагностики индивидуальных особенностей, стиля воспитания в семье, характера внутрисемейных отношений) может проводиться как для отдельных клиентов, так и для всех членов семьи.
Следующий этап работы с семьей - постановка социального диагноза. Целью данного этапа является определение круга проблем, которые испытывает семья и на ликвидацию которых будет направлена деятельность специалистов.
Семейная дезадаптация - нарушение взаимоотношений между членами семьи, постоянные деструктивные конфликты между родителями, между родителями и детьми. Частые конфликты в семье приводят к нарушению психического состояния всех ее членов, что особенно сказывается на несовершеннолетних.
Далее следует этап практической работы с семьей, которая выстраивается в соответствии с выявленными проблемами и направлена на устранение причин их возникновения. На этом этапе разрабатывается индивидуальная программа или план работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, определяются цели и задачи, формы и методы работы, определяются сроки проведения конкретных мероприятий.
Важным фактором успешности и эффективности работы станет заключение своеобразного договора (устного или письменного) с семьей или отдельными ее членами о совместной деятельности, которая будет направлена на достижение положительных результатов, а ее содержание будет прописано в данном плане.
Цели, задачи и содержание социального воздействия на семью, направленного на оказание ей помощи и преодоление проблем, будут непосредственно определяться причинами их возникновения.
Практическая деятельность позволяет выделить наиболее эффективные методы работы с семьей, находящейся в социально опасном положении:
- Беседа. Этот метод, во-первых, дает возможность социальному педагогу выяснить трудности данной семьи или ее членов, т.е. является одним из средств диагностики; во-вторых, становится методом воздействия на семью; в-третьих, выполняет консультативную функцию.
- Метод социально-педагогической поддержки. Этот метод применяется, когда ребенок, семья находятся в сложной ситуации. Социальный педагог помогает клиенту проанализировать свое состояние, свое положение в жизни, сформулировать, что нужно в корне изменить, попытаться сформировать жизненную установку.
- Метод социального патронажа. Вид социального обслуживания клиентов и групп риска, преимущественно на дому, заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении лиц социальными работниками, оказании гражданам необходимой поддержки.
- Консультирование. Цель данного метода - эмоциональная поддержка, а также изменение отношения к проблеме.
Социальный педагог в работе с неблагополучной семьей должен помнить, что его главный аргумент - защита прав и интересов несовершеннолетних.
Регулярное посещение семей, контроль за всем, что происходит и своевременная помощь, дают свои результаты. Сотрудничество с семьей в социально опасном положении продолжается, но теперь оно ведется в другом направлении: с родителями проводятся консультации по вопросам воспитания и контроля за учебой детей.
Результатом практической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, является решение проблем семьи и, как следствие, социальная адаптация и изменение статуса семьи, ее членов.
Очень сложно добиться высокой эффективности социально-педагогической работы с такой категорией, как семьи, находящиеся в социально опасном положении. Необходима мотивация, даже незначительная, самих членов семьи на положительные изменения в семейной ситуации, а также системность и комплексность социально-педагогической помощи со стороны специалистов социальных учреждений.
Таким образом, в повседневной жизни наши дети сталкиваются с многообразием проблем, которые в полной мере влияют на их будущее. С учетом этого, главным стержнем профессиональной деятельности каждого социального педагога, педагогических коллективов, учреждений образования по улучшению положения детей должна стать профилактическая направленность всего образовательно-воспитательного процесса при тесном взаимодействии с социальным окружением. Успех в работе с детьми и их родителями, находящимися в социально опасном положении, сразу не придет, нужны ежедневный кропотливый труд и вера в успех
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)