Особенности словесно-логического мышления школьников с интеллектуальной недостаточностью
Одной из особенностей мышления школьников с интеллектуальной недостаточностью является слабость регулирующей роли мышления. После ознакомления с новой задачей учащиеся специальной школы иногда сразу же принимаются ее решать. В их уме не возникает вопросов, предваряющих действия. Иначе говоря, отсутствует тот ориентировочный этап, важность которого очень велика. Новая задача не вызывает у школьников с интеллектуальной недостаточностью попыток предварительно представить себе в уме ход ее решения. Известно, что в результате многократного повторения практических действий человек оказывается в состоянии совершить их в уме. Выделяя в самостоятельный акт, мысль оказывается в состоянии опережать действие, предвосхищать его результат. Таким образом, мысль регулирует поступки нормального ребенка, позволяет ему действовать целесообразно, предвидеть тот или иной результат. Школьники с интеллектуальной недостаточностью часто не обдумывают своих действий, не предвидят их результата.
Особенности мышления у школьников с интеллектуальной недостаточностью проявляются и при решении арифметических задач. Так, в исследовании, школьники 3, 4 и 5 классов в одних случаях должны были решить сначала простую задачу, а затем сложную, в других - наоборот. И в том и в другом случае многие ученики последующую задачу решали по аналогии с предыдущей. Выяснилось, что решение сложных задач по типу простых наблюдалось в большем числе случаев, чем решение простых задач по типу сложных. Решая задачу, учащиеся, особенно младшего школьного возраста, исходят не из существенных признаков, а из внешних, случайных. Не анализируя содержания задачи и не обращая внимания на отношения между условием и вопросом, они на основе внешних признаков, например, выделяя одинаковые слова, строят свое понимание условия. В ряде случаев учащиеся, будучи не в состоянии правильно осознать содержание предложенной задачи, изменяют и упрощают его. Наиболее наглядно это проявляется при решении задач с косвенной формулировкой, которая вызывает у этих детей трудности в выборе арифметического действия.
Иногда школьники с интеллектуальной недостаточностью при воспроизведении текста задачи привносят в ее условие усвоенные ими словесные штампы, которыми и руководствуются при определении хода решения, а действительные связи и отношения, существующие между числовыми данными, не устанавливают. Однако и правильное воспроизведение текста задачи школьниками с интеллектуальной недостаточностью не всегда ведет к ее осознанию. Анализ задачи, производимый ими, носит частичный характер. Ученики вычленяют из условия один случайный элемент и, основываясь на этом, выбирают арифметическое действие.
Для школьников с интеллектуальной недостаточностью решение словесно сформулированных задач является сложной деятельностью. Они должны обладать определенным запасом представлений, связанных с отраженными в задачах предметными ситуациями, понимать значение слов, несущих в себе математическую нагрузку, осознавать связи и отношения между числами. Школьники с интеллектуальной недостаточностью также сталкиваются с большими трудностями при решении даже простой арифметической задачи, которая отчетливо показывает особенности интеллектуальных изменений. Несовершенство аналитико-синтетической деятельности проявляется в том, что анализ условия и математических отношений происходит по случайным признакам. Типичным является неполный, фрагментарный анализ задачи. В сознании учащегося актуализируются упрощенные связи, которые приводят к формальному решению. Ограниченная способность к обобщениям не позволяет завершить решение задачи при, казалось бы, осознанной цели обобщения заданного условия и овладеть способом решения определенного вида задач. Косность мышления проявляется в том, что учащиеся выбирают привычный способ решения, приспосабливают его к своим возможностям, актуализируя при этом те связи, отношения, которые наиболее прочно заложены в памяти.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)