Подходы к коррекции тревожности детей с интеллектуальной недостаточностью в специальной психологии
Отечественный ученый Россолимо Г.И. в своей работе «Страх и воспитание» отмечал, что изучение страха у детей представляет собой, с одной стороны, несомненный научный интерес, с другой же стороны, должно заставить родителей, педагогов и врачей обратить специальное внимание на явление, которое обязано в большинстве случаев своим происхождением неправильной постановке как первоначального, так и школьного воспитания. Автор указывает на то, что на воспитателе лежит обязанность вести умственное развитие ребенка к тому, чтобы он мог иметь достаточный запас разумных представлений по тем вопросам, неожиданное соприкосновение с которыми могло бы вызвать в нем неприятное волнение.
Своевременное обнаружение признаков эмоционального неблагополучия способствует дальнейшей адаптации ребенка и профилактике возникновения наиболее тяжелых расстройств аффективного развития.
На сегодняшний день существует большое количество способов и подходов к коррекции тревожности, однако, особую роль и популярность приобретают инновационные методы практической коррекции. Остановимся на некоторых из них.
Игротерапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Общие показания к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков.
Арт-терапия - специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Показаниями для проведения арт-терапии как художественной терапии являются:
- трудности эмоционального развития;
- актуальный стресс;
- депрессия;
- снижение эмоционального тонуса;
- лабильность;
- импульсивность эмоциональных реакций;
- эмоциональная депривация;
- переживания эмоционального отвержения;
- чувство одиночества;
- наличие конфликтов в межличностных отношениях;
- неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность;
- повышенная тревожность, страхи, фобические реакции;
- негативная «Я-концепция», низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия.
Применение арт-терапевтических методов, в первую очередь художественной терапии, незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности. В случае трудностей общения: замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности.
Музыкотерапия - метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.
Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают, как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)