Формирование логических умений у учащихся с нарушением слуха на уроках чтения
Развитие умственных способностей учащихся с нарушением слуха, их логического мышления, выработка умений критически подходить к изучаемым явлениям, высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и обобщения, то есть таких качеств ума, которые свидетельствуют о высокой интеллектуальной культуре, является задачей первостепенной важности современной системы специального образования. Так обеспечиваются условия положительного влияния на формирование и регулирование мотивации, устойчивость ценностных ориентаций, способность оценивать свою деятельность. Разнообразные депривационные факторы, обусловливающие психический дизонтогенез, в условиях нарушения слуховой функции, предопределяют недостаточность развития мыслительных способностей, особенно в отношении обобщения, перехода к свернутым мыслительным действиям, развития их гибкости и обратимости, легкости обучения новым способам мышления.
Приоритетность формирования логических умений у детей с нарушением слуха обусловлена несколькими факторами:
- качество усвоения знаний напрямую зависит от успешности оперирования логическими умениями;
- познавательная активность в процессе обучения определяется выбором и реализацией оптимальных форм и приемов мыслительной деятельности, оптимизирующих перцептивные и интеллектуальные способности;
- в единстве и взаимосвязи с развитием мышления развивается речь;
- в конечном итоге - успешность социальной адаптации и интеграции детей с нарушением слуха во многом определяется качеством мыслительной активности.
Учащихся с нарушением слуха необходимо тщательно готовить к творческой деятельности и, в первую очередь, учить их правильно логически мыслить:
- анализировать, выделять существенное, отделять его от несущественного;
- сравнивать, обосновывать, доказывать правильность высказанной мысли.
Развитое логическое мышление позволяет учащимся применять приобретенные знания в новых условиях, решать нетиповые задачи, находить рациональные способы их решения, творчески подходить к учебной деятельности, активно, с интересом участвовать в учебном процессе.
В связи с этим возникает необходимость совершенствования содержания и методов учебно-познавательной деятельности учащихся с нарушением слуха, чтобы наилучшим образом развивать логические умения, используя при этом средства учебного предмета, имеющего необходимый для реализации этих задач потенциал. Исследован логический потенциал и возможности использования уроков чтения. Практика обучения показывает, что в содержание программного материала по этому предмету включаются задания, направленные на активизацию операциональной стороны мышления. Однако содержание системы постепенно усложняющихся заданий, направленных на развитие логических умений (устанавливать и обосновывать смысловые зависимости, формулировать суждения, умозаключения) на таких уроках разработано недостаточно.
В специальном исследовании выявлялись особенности формирования логических умений у учащихся младших классов с нарушением слуха на уроках чтения и определялись пути и способы их развития, которые были бы адекватны реальной познавательной и речевой базе данной категории детей.
Для индивидуального эксперимента использовалась серия заданий, направленных на выявление умения устанавливать логические зависимости в связном тексте, которая включала самостоятельное составление вопросов и ответы на них, завершение вопросительных предложений и ответы на них, ответы на вопросы, завершение предложений.
Количественный анализ результатов эксперимента был проведен с помощью метода математической статистики, используя критерий Манна-Уитни.
В результате исследований были выявлены некоторые тенденции успешности установления различных логических зависимостей в связном тексте всеми испытуемыми. Обнаружен ряд закономерностей:
- наибольшие трудности вызывает установление причины и следствия;
- причина обнаруживается успешнее, чем следствие;
- временные и условные зависимости смешиваются всеми испытуемыми с нарушением слуха.
У нормально слышащих детей показатели выше, чем у детей с нарушением слуха, хотя и они испытывают определенные трудности в установлении логических отношений, допускают ряд ошибок. У них, как и у детей с нарушением слуха, возникают большие трудности при установлении следственных зависимостей. Целевые отношения они также устанавливают более успешно, чем другие зависимости.
Исследование подтвердило необходимость проведения специально организованной работы, направленной на активизацию логических умений учащихся с нарушением слуха с учетом общих и специфических особенностей их психофизического развития, закономерностей формирования и развития их познавательной сферы.
Обязательным условием такой работы является предварительное уточнение смысла ситуации (вначале наглядное, на конкретных примерах, затем формулируемое словесно), обогащение словаря учащихся средствами выражения различного рода отношений. Целенаправленное и систематическое формирование логических умений следует начинать с анализа простых взаимоотношений, постепенно подготавливая учащихся к обнаружению инверсии и взаимосвязи поступков литературных персонажей, осознанию сложных взаимозависимостей между реальными действиями, событиями и явлениями, и, наконец, к обобщению и применению полученных знаний и умений во всех ситуациях.
Задания, подбираемые к текстам, изучаемым на уроках чтения, должны максимально способствовать развитию логического мышления. Важен и оптимальный выбор инструкции к выполнению задания, от которого зависит ход логических рассуждений. Основу заданий должны составлять логические операции, ориентированные на житейский опыт ребенка и содержание программного материала (с дальнейшей ориентацией на абстрактный материал), что позволит оптимизировать решение воспитательных, образовательных и коррекционно-развивающих задач обучения. Привлечение житейского опыта и эмоциональные компоненты содержания учебного материала на уроках чтения стимулируют активность учащихся, их работоспособность, оптимизируют общение и ускоряют процесс формирования знаний и умений, произвольного поведения ребенка, самоконтроля и самооценки, реализуют потенциальные способности ребенка к саморазвитию.
Учащихся необходимо учить:
- анализировать многосторонность отношений между действиями, событиями и явлениями;
- свободно мыслить обратимо в разных направлениях (от общего к частному и, наоборот; от события к его причине и к возможным последствиям; от одного действия к их совокупности т.п.);
- делать обобщающие и конкретизирующие выводы путем сопоставления суждений. Такие умения необходимы для усвоения содержания текстов учебных предметов, овладения основами наук на других предметах школьного обучения, интенсификации процесса социальной адаптированности учащихся со слуховой депривацией, обогащения личного опыта, формирования способности правильно оценивать свои поступки, мысли и чувства.
Для детей с нормальным зрением в большей мере характерна высокая коммуникативная активность и инициативность; они чаще проявляют внимательность, сочувствие, гибкость в общении; владеют позитивными способами игрового сотрудничества, приспосабливают свое поведение к поведению партнера, учитывают позицию другого.
У таких дошкольников сформированы речевые умения правильно, связанно и логично выражать свои мысли, рассуждать, убеждать, вести спор. Дети умеют самостоятельно найти себе занятие и организовать свою деятельность, владеют навыками саморегуляции своих действий, умеют подчиняться правилам с учетом требований окружающих, проявляют уважение, позитивное отношение к себе.
В случае завышения оценки своих внешних и внутренних качеств, наблюдается снижение или отсутствие инициативы общения, нежелание доводить начатое дело до конца, недостаточность умений самоконтроля и саморегуляции. Наиболее выражено неумение проявлять гибкость в общении, неумение вести спор, решать конфликты (проявление враждебности и агрессии); недостаточное владение положительными способами игрового сотрудничества.
Выявленные особенности позволили определить содержательный компонент коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативного потенциала дошкольников с нарушениями зрения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)