Особенности восприятия младшими школьниками с нарушением зрения взаимоотношений в семье
В рамках реализации Закона «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития», особое внимание уделяется детям, имеющим психические или физические нарушения. Одной из таких категорий детей являются школьники с нарушением зрения. Спецификой обучения таких детей является то, что значительная их часть получает образование в специальных школах - интернатах. Однако для полноценного развития личности и интеграции в общество ребенка с нарушением зрения недостаточно усилий образовательного учреждения. Необходимо активное взаимодействие ребенка с семьей. При этом важно учитывать, что семья может выступать как психотерапевтический, так и психотравмирующий фактор. В связи с этим, актуальным является изучение внутрисемейных отношений и их влияния на развитие ребенка с нарушением зрения.
Основная часть. Исследование внутрисемейных отношений детей с особенностями развития проводилось рядом исследователей. Дается описание моделей воспитания в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Отмечается, что в таких семьях часто используются неадекватные модели воспитания: гиперопека, противоречивое воспитание, воспитание по типу повышенной моральной ответственности, авторитарная гиперсоциализация, воспитание в «культе» болезни, модель «симбиоз», модель «маленький неудачник», гипоопека, отвержение ребенка. В зависимости от того, какие характерологические черты сочетаются, выделено три типа матерей: авторитарный, невротический и психосоматический.
Ценностные ориентации и мотивационные установки родителей смещаются и деформируются. В том случае, если мать или отец принимают дефект ребенка и особенности его развития, в их сознании возникает устремление к оказанию помощи ребенку, к преодолению его нарушений. При этом переживание чувства боли за ребенка, страха, возникающего перед его будущим, формирует у родителей мотивацию на поиск средств, позволяющих преодолевать проблемы ребенка, на адаптацию окружающей среды к его возможностям. Как правило, этот тип мотивации возникает у авторитарных и психосоматических родителей.
Для семей, воспитывающих детей с нарушением зрения, характерна тенденция к симбиотическим отношениям, Родители таких детей склонны переоценивать степень удовлетворения потребностей ребенка, и недооценивать объем и сложность его обязанностей, у них наблюдается снижение требований к ребенку и повышение воспитательской неуверенности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)