Формирование представлений о себе у младших школьников с трудностями в обучении
Трансформация специального образования направлена на формирование и развитие жизнеспособной личности, готовой в меру своих возможностей самостоятельно принимать решения в постоянно меняющихся условиях. Эти позиции отражает современный компетентностный подход в обучении лиц с особенностями психофизического развития. С точки зрения компетентностного подхода у детей необходимо развивать способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности на основе использования социального опыта. Анализ психолого-педагогической литературы выявил противоречие между необходимостью развития представлений о себе у детей с особенностями психофизического развития и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории и практике специального обучения. Этим определяется актуальность изучения проблемы формирования представлений о себе у детей, нуждающихся в оказании специальной коррекционно-педагогической помощи.
«Я-концепция» запечатлевает в сознании только избранные образы, в результате каждый человек по-разному воспринимает социальную и культурную среду.
Доказано, что психическое развитие в условиях дизонтогенеза протекает по особому пути, который определяется степенью тяжести, характером, временем возникновения расстройств. Системный характер строения человеческого сознания предполагает, что нарушение одного его компонента обязательно влияет на развитие остальных.
Личностная сфера младших школьников с задержкой психического развития (которые согласно педагогической классификации называются детьми с трудностями в обучении) отличается эмоциональной лабильностью, слабостью волевых усилий, внушаемостью. Эти особенности негативно влияют на формирование адекватных представлений таких детей о себе. В самооценке и оценке других у детей с задержкой психического развития наблюдается преобладание крайних оценок личности, категоричность суждений, недостаток речевых средств для описания личностных особенностей людей.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать, экспериментально проверить пути коррекционной работы по формированию представлений о себе у младших школьников с трудностями в обучении на общеобразовательных уроках. Для решения поставленной цели были выбраны такие методы исследования:
- теоретический (анализ литературы);
- биографический (изучение психолого-медико-педагогической документации);
- экспериментальный (констатирующий эксперимент);
- статистический (количественный и качественный анализ результатов).
Теоретический поиск по проблеме исследования показал, что у детей с различными формами нарушений психофизического развития имеются общие и специфические закономерности развития представлений о себе, которые проявляются в трудностях формирования адекватных представлений о своих социально значимых качествах, представлений о том, как их оценивают другие, и какими бы они хотели быть.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)