Особенности усвоения понятий младшими школьниками с нарушениями зрения
Проблема развития речевой рефлексии актуальна тем, что речь и ее осознание являются неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. На современном этапе развития образования значимым является развитие осознания речевой действительности, т.е. умения различать слово и обозначаемый им объект, сознательного оперирования речью, ее элементами и их отношениями.
Исследование степени сформированности понятия «слово» у младших школьников с нарушениями зрения проводилось по адаптированным методикам на базе средней специальной школы для детей с нарушениями зрения. Была обследована группа детей младшего школьного возраста.
Задачей констатирующего исследования было определение степени сформированности элементов речевой рефлексии у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения (дифференциации понятий «слово» и «предмет»).
Предложенные задания были направлены на выявление умений различать понятия «слово» и «предмет»:
- Определить, будет ли длинным слово «поезд», обосновать ответ.
- Определить, будет ли коротким слово «лилипут», обосновать ответ.
- Установить, какое слово длиннее: слон или бабочка; змея или стрекоза.
- Ответить на вопрос, изменится ли «вещь» (объект, явление), если изменить ее имя? (Что будет с Солнцем, если его назвать Луной? Что будет если пальто назвать шапкой? Какие звуки будет издавать собака, если ее назвать кошкой?)
- Определить, является ли мокрым слово «дождь».
- Установить, начинается ли машина на звук «м».
- Определить, какое слово лишнее (сад, дом, кот, окно). Почему?
- Ответить на вопрос, чем похожи слова ложка, Машка, липа, лист?
После процедуры обследования, полученные результаты оценивались путем анализа по следующим критериям:
Умение различать слово и обозначаемый им объект:
- осознание того, что связь между именем и предметом носит произвольный характер и что с переименованием вещи ее свойства не изменятся;
- отсутствие переноса свойства слова на обозначаемый им предмет;
- умение свойства предмета или признака не приписывать слову.
По успешности выполнения заданий всех испытуемых можно разделить на четыре группы, выделив тем самым четыре уровня осознания ими речевой действительности.
Для первого (высшего) уровня характерно правильное решение детьми всех поставленных пред ними задач. Эта группа детей хорошо различает слово и обозначаемый им объект.
Второй уровень. Младшие школьники этой группы переносят на слова свойства обозначаемых ими предметов (свойства предмета или признака приписывают слову, а свойство слова переносят на предмет), а все остальные задания выполняют правильно.
Третий уровень. Учащиеся, относящиеся к данному уровню, не разделяют понятия «слово» - «предмет». Однако им были доступны задания на осознание того, что с переименованием вещи ее свойства не изменятся.
Четвертый, низший уровень осознания языковой действительности составили учащиеся, которые не различают слово и обозначаемый им объект.
Данная группа детей не смогла ответить правильно ни на один поставленный вопрос.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у обеих групп детей наблюдается невысокий уровень осознания речевой действительности. В целом, он значительно ниже нормы у младших школьников с нарушениями зрения.
Учитывая выявленные психологические особенности исследуемых детей, были определены факторы, препятствующие усвоению понятия «слово» детьми с нарушениями зрения:
- неполноценность чувственной основы слова (отсутствие четких образов представлений);
- низкий уровень развития познавательной активности;
- недостаточный уровень развития абстрактного мышления;
- снижение речевой активности в целом;
- бедность социального опыта.
В связи с этим, возникает необходимость разработки содержания коррекционно-педагогической работы по формированию осознания детьми речевой действительности.
Коррекционно-педагогическая работа по формированию понятия «слово» у младших школьников с нарушениями зрения должна строиться с учетом выявленных особенностей и заключается в умении выделять и осознавать единицы речи, и в первую очередь - слово.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)