Особенности психологической готовности к школе умственно отсталых детей
Актуальность проблемы. Проблема психологической готовности к школе не потеряла своей актуальности до сегодняшнего времени. Известно, чтобы ребенок был успешным, ему необходимо иметь определенный уровень развития значимых функций. Чтобы исключить вариант неуспеха в школьном обучении, первоклассник должен иметь достаточно высокий уровень развития интеллектуальной, мотивационной сфер и сферы произвольности.
Различные исследователи выражают разные точки зрения на содержательные аспекты готовности, но все приходят к единому мнению, что у ребенка в плане готовности должны быть сформированы следующие компоненты:
– интеллектуальный;
– коммуникативный;
– мотивационный;
– эмоционально-волевой.
1. Если проблема психологической готовности детей к школе с нормальным интеллектом достаточно хорошо изучена, то относительно дошкольников с нарушением интеллекта подобные сведения отсутствуют.
В то же время можно предполагать, что уровень психологической готовности к школе умственно отсталых дошкольников также может влиять на последующую успешность обучения, что делает данную проблему актуальной.
Поэтому цель нашего исследования – изучение особенностей психологической готовности к школе детей 6–7 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Поскольку мы предположили, что среди компонентов психологической готовности к школе у умственно отсталых детей будет являться интеллектуальный компонент, то при выборе методического инструментария акцент был сделан именно на нем.
2. С целью изучения интеллектуального компонента психологической готовности к школе данного контингента детей нами был использован диагностический комплекс методик с учетом психофизических особенностей умственно отсталых детей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)