Педагогическая компетентность родителей кохлеарно имплантированных детей
Большинство исследователей под педагогической компетентностью родителей понимают «знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности»; другие – «интегральную характеристику, определяющую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей» определяет педагогическую компетентность родителей как «возможности создания условий, в которых ребенок чувствует себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого.
Под педагогической компетентностью родителей детей с ограниченными возможностями здоровья разные авторы понимают отдельные нижеперечисленные компоненты или их совокупность:
– использование сведений о специфике воспитания и обучения;
– знание особенностей психического и личностного развития ребенка в норме и в патологии;
– знание возрастных особенностей;
– использование способов, технологий педагогического воздействия на ребенка с учетом его нарушений в развитии;
– способность понимать потребности ребенка и создать условия для их разумного удовлетворения;
– сознательно планировать его образование и вхождение во взрослую жизнь в соответствии со способностями ребенка и социальной ситуацией.
Мы под педагогической компетентностью родителей детей с ОВЗ, и, в частности, кохлеарно имплантированных детей, будем понимать совокупность следующих компонентов:
– поведение взрослого, которое облегчает коммуникативное взаимодействие кохлеарно имплантированного ребенка;
– навыки взрослого, которые помогают научиться слушать (а также хорошо использовать слуховые аппараты или кохлеарные импланты);
– знания взрослого, которые стимулируют развитие у ребенка понимания речи окружающих и его собственной речи;
– умения взрослого, способствующие развитию игровой деятельности у ребенка;
– навыки взрослого, облегчающие обучению ребенка;
– умение родителей подбирать материал, соответствующий возрасту ребенка и этапу реабилитации;
– понимание родителями первостепенной значимости их участия в реабилитационно-развивающей работе со своим КИ ребенком, в ходе ежедневных бытовых дел и режимных моментов.
В связи с этим мы решили провести научное исследование и провести практический эксперимент по выявлению готовности взрослых членов семьи к осуществлению полноценной реабилитации КИ детей после операции, поскольку от вклада семьи в этот процесс будут зависеть результаты слухоречевого развития ребенка,
А значит – возможность обучаться среди слышащих сверстников. Данное исследование выполняется на кафедре коррекционной педагогики института социально гуманитарных технологий Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. В качестве объекта исследования нами определена педагогическая компетентность родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Предметом исследования станут формы работы с семьями, воспитывающими кохлеарно имплантированных детей, способствующие формированию педагогической компетентности родителей (и близких ребенка).
Цель исследования – теоретическое обоснование необходимости формирования педагогической компетентности родителей кохлеарно имплантированных детей и разработка содержания разных форм работы с семьями КИ детей, способствующие формированию у них педагогической компетентности, в том числе – содержания практических занятий с детьми в домашних условиях.
В рамках гипотезы исследования мы предположили, что у родителей кохлеарно имплантированных детей может быть выявлен низкий уровень сформированности некоторых компонентов педагогической компетентности. Возможные причины этого таковы, по нашему предположению:
1. Семья (взрослые ее члены) невнимательно отнеслись к специальному обучению проведения реабилитационно-развивающей работы со своим КИ ребенком, которое обычно проводится на базе оперирующей стороны. Как следствие – не применяют в домашних условиях методические рекомендации специалистов.
2. Семья и близкие продолжают относиться к кохлеарно имплантированному ребенку как к глухому, поскольку не читали рекомендованную литературу или не поняли сути прочитанного.
3. Семья (взрослые ее члены) считают, что реабилитация КИ детей – дело специалистов, которыми они не являются, а значит, и не несут ответственности за ее результаты.
4. Родители и близкие КИ ребенка не находят времени на организацию реабилитационно-развивающей работы со своим КИ ребенком, не понимают, что данную работу можно проводить в ходе ежедневных бытовых дел и режимных моментов.
В качестве материалов для определения оценки уровня педагогической компетентности родителей кохлеарно имплантированных детей были использованы видеозаписи занятий родителей со своим ребенком, а также режимных моментов и повседневных дел.
Для определения уровня сформированности педагогической компетентности родителей детей с КИ мы использовали диагностический материал И.В. Королевой «Шкала оценки взаимодействия родителей с ребенком». Данный диагностический комплекс предполагает оценку следующих компонентов педагогической компетентности родителей кохлеарно имплантированных детей:
1. Коммуникация: поведение взрослого, которое облегчает взаимодействие.
2. Слушание: поведение взрослого, которое помогает научиться слушать (а также хорошо использовать слуховые аппараты или кохлеарные импланты).
3. Речь: поведение взрослого, которое стимулирует развитие у ребенка понимания речи окружающих и его собственной речи.
4. Игра: поведение взрослого, которое способствует развитию игровой деятельности ребенка.
5. Обучение: поведение взрослого, облегчающее обучение ребенка. Каждый компонент оценивается баллами от 0 до 12.
Помимо компонентов, обозначенных в шкале взаимодействия родителей с ребенком, нами была предложена анкета, анализ ответов которой позволяет сделать выводы об умении родителей подбирать материал, соответствующий возрасту ребенка и этапу реабилитации, понимание родителями первостепенной значимости их участия в реабилитационно-развивающей работе со своим КИ ребенком.
Результаты констатирующего эксперимента таковы: 8 % семей показали высокий уровень сформированности педагогической компетентности; 35 % – достаточный уровень; 49 % семей – недостаточный уровень; у 8 % взрослых членов семей мы констатируем низкий уровень сформированности педагогической компетентности.
Причинами недостаточного и низкого уровней сформированности педагогической компетентности родителей стали: у 8 % семей невнимательное, несерьезное отношение к специальному обучению проведения реабилитационно-развивающей работы; в 18 % семей взрослые близкие продолжают относиться к кохлеарно имплантированному ребенку как к глухому; 15 % семей считает, что реабилитация КИ ребенка – дело специалистов; и такое же количество семей взрослые не находят времени на организацию реабилитационно-развивающей работы со своим КИ ребенком.
Такие результаты подтверждают гипотезу исследования. Дальнейшая работа в рамках исследования предполагает разработку методических рекомендаций, содержащих описание форм работы с семьями по повышению уровня педагогической компетентности родителей кохлеарно имплантированных детей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)