Формирование толерантного отношения в группе дошкольников с сохранным и нарушенным слухом
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «комбинированного вида» накапливается первый практический опыт реабилитации кохлеарно имплантированных дошкольников в условиях их воспитания в логопедической группе детского сада комбинированного вида. Данный опыт включения детей – пользователей кохлеарными имплантами в среду слышащих сверстников является содержанием опытно-экспериментальной деятельности по реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов».
Одним из направлений экспериментальной деятельности является формирование толерантного отношения друг к другу дошкольников с сохранным и нарушенным слухом.
В различных литературных источниках по педагогике и психологии термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа. При этом роль толерантности в общении детей с разными психофизическими возможностями трудно переоценить. В нашем случае проявление толерантности детей с сохранным слухом по отношению к сверстникам с нарушенным слухом будет означать их стремление учитывать слухоречевые особенности и особые образовательные и технические потребности последних, быть терпеливыми в общении с ними, а также, несмотря на отличия, принимать их как равных сотоварищей.
Слухоречевые особенности кохлеарно имплантированных дошкольников заключаются в несовершенстве речевых средств общения: ограниченном словарном запасе, недостаточном уровне понимания обращенной речи, низком уровне развития связной речи и недостатках внятности собственной речи.
Технические же потребности этой группы детей заключаются в особом уходе и бережном отношении к их техническому средству коррекции нарушенной слуховой функции – кохлеарному импланту.
В отношении этих двух аспектов в детской группе необходимо вести целенаправленную воспитательную работу, что и будет способствовать формированию толерантного отношения друг к другу дошкольников с сохранным и нарушенным слухом.
Поэтому в каждой интегрированной группе детского сада педагогами в доступной для дошкольников форме организуется непосредственная образовательная (дидактическая игровая) деятельность, в ходе которой слышащим детям сообщаются:
1. Правила общения с детьми, которые пользуются кохлеарным имплантом (рекомендательного характера через игру).
2. Правила (требования) по обращению со слуховым аппаратом (например, не трогать руками имплант, не притрагиваться к голове ребенка со стороны размещения слухового устройства, быть осторожными в играх, не толкаться и др.).
В проведении таких занятий принимают участие и партнеры, среди которых специалисты краевого социокультурного центра реабилитации инвалидов по зрению. Их театрализованная постановка посвящены вопросам толерантности в отношении детей с нарушенным зрением и бережному отношению к органам зрения, правильному обращению к вещам – помощникам (очкам).
Систематическая работа в данном направлении экспериментальной деятельности детского сада является залогом успешного решения и других проектных задач в качестве базовой площадки по реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования по направлению «Распространение современных образовательных и организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)