Формирование социально значимых навыков учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью
Основные требования к методике обучения младших школьников с умеренной интеллектуальной недостаточностью и выделены ряд основных задач на этапе начального обучения:
– включение в коллектив группы, класса и организация коллективных и индивидуальных игр;
– воспитание навыков бытовой ориентировки, элементарной самостоятельности, санитарно-гигиенических навыков и в конечном счете – социальной адаптации;
– установление связи с семьей и координация совместной работы по воспитанию и развитию ребенка (соблюдение режима дня, организация домашних занятий, соблюдение общих требований и т.д.);
– включение детей в коллектив школы, участие в утренниках и других школьных мероприятиях.
Гипотетически мы предположили, что сказко-терапия может стать эффективным средством формирования социально-значимых навыков младших школьников с умеренной интеллектуальной недостаточностью.
Глубокие дефекты восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально волевой сферы делают обучение таких детей сложным даже в специально- организованной образовательной среде. Современные образовательные учреждения, работающие с особыми детьми, испытывают значительные трудности в выборе форм и методов работы, которые обусловлены, прежде всего, отсутствием регламентирующих документов, специальных учебников, дидактического инструментария, инновационных публикаций в специальной литературе, освещающих практический опыт работы с детьми данной категории.
Учитывая относительную сохранность эмоциональной сферы особых детей по сравнению с их познавательной деятельностью, работа с ними может быть расширена за счет включения в образовательный процесс занятий по арт-терапии.
В последние годы появилась самостоятельная методика – сказкотерапия, в основе которой лежит психокоррекция средствами литературного произведения – сказки, являющаяся, как показывают исследования в той области, наиболее приемлемой в работе с младшими школьниками, имеющими проблемы в развитии.
Сказко-терапия может стать эффективным средством формирования социально значимых навыков работе с младшими школьниками с умеренной интеллектуальной недостаточностью.
Цель коррекционно-развивающей работы – обучение способам усвоения общественного опыта и формирование навыков социального поведения с использованием сказко-терапии. Дети учатся находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям; нести ответственность за управление куклой; проявлять через куклу эмоции, чувства, состояния, движения; выражать и проявлять различные эмоции; использовать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь.
Например, при драматизации сказки «Курочка Ряба», ребенок берет на себя роль Деда и действует от его имени, передает его особенности (походку, движения), переживает его эмоции (радость, горе) выражает их в мимике, движениях и речи, тем самым обогащая свой опыт в умении адекватно выражать свои эмоции, узнавать и также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей.
В заключение проведенного исследования был организован контрольный эксперимент с целью определения состояния сформированности социально значимых навыков младших школьников с умеренной интеллектуальной недостаточностью, после организованной корректирующей развивающей работы.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной корректирующе-развивающей работы, направленной на формирование социально значимых навыков младших школьников с умеренной интеллектуальной недостаточностью посредством сказко-терапии, и могут быть рекомендованы для применения в учебно-воспитательной работе с данным контингентом учащихся.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)