Защищенная занятость инвалидов
В Ирландии комитет, созданный для разработки стратегии трудоустройства людей с инвалидностью в защищенной или поддержанной работе и занятости, использует следующие определения:
Работа - это взятие на себя лицом обязательства выполнять организованные задачи, за которые может предусматриваться тот или иной вид вознаграждения, но не подпадающие под законодательство о защите занятости или связанным с заработными выплатами социальным страхованием.
Занятость - это оплачиваемая работа, которая согласуется с законодательством по защите занятости, связанным с выплатами социальным страхованием и обязательствами по уплате налогов на прибыль.
Защищенная работа - это работа, выполняемая лицами с инвалидностью, в специально созданных для этого цехах. Люди, работающие в защищенных цехах, сохраняют за собой выплаты по социальному страхованию и обычно получают небольшую дополнительную еженедельную плату от работодателя. Защищенные работники не подпадают под действие законодательства о безопасности занятости.
Защищенная занятость - это занятость на предприятиях, которые являются специально созданными для трудоустройства людей с инвалидностью и получают определенное финансирование от государства.
В последние несколько лет философия защищенной занятости стала предметом острых дискуссий в некоторых странах (например, в Австралии, Соединенных Штатах), причем преимущество начинает предоставляться другим типам мероприятий по поддержке занятости. В Европе наблюдается не очень существенный консенсус, когда некоторые страны предоставляют гораздо меньше защищенных рабочих мест, чем другие.
Многие из защищенных цехов обязаны своим происхождением волонтерским попыткам, в частности благотворителей, религиозных групп и групп обеспокоенных родителей. Постепенно они стали предметом государственного регулирования и начали получать субсидии от государства.
В общем, защищенная занятость была создана для тех людей, которые не могли найти и удержать работу на открытом рынке труда из-за тяжелой степени инвалидности или ограниченной трудовой способности. Во многих случаях, одним из критериев для принятия на такие рабочие места является определенная минимальная степень инвалидности. Большинство из тех, кого берут на такую работу, имеют умственную отсталость, хотя в некоторых случаях не делается различия между умственной отсталостью и психическим заболеванием.
В большинстве стран целью государственной политики по защищенной занятости является повышение показателей перехода к обычному рынку труда.
Причинами, которые объясняют низкий уровень перехода является нежелание работодателей нанимать; нежелание со стороны цехов отпускать своих основных работников; низкий технологический уровень деятельности работников в цехах, что ограничивает потенциальный уровень их навыков; профессиональное обучение, которое чаще не соответствует требованиям рынка труда.
Во многих странах защищенная занятость подвергается критике из-за невозможности обеспечить соответствующие условия труда и трудовые контракты. Во многих случаях работникам платят меньше уровня минимальной заработной платы. В некоторых случаях они получают только деньги на «карманные расходы», в дополнение к своим обычным выплатам по инвалидности. Часто не соблюдаются законы о безопасности труда и безопасности на рабочем месте. Вообще не предоставляется право на объединение в профессиональные союзы.
Часть критики в адрес защищенной занятости, связана с низким уровнем перехода к обычной занятости, отсутствием трудовых контрактов, низкой оплатой и т. д.
Поддерживаемая занятость
Вариант индивидуального трудоустройства казался преимущественным для Соединенных Штатов. Существует много различных способов обеспечения поддерживаемой занятости. Они включают индивидуальное трудоустройство, анклавы, мобильные рабочие бригады и устройства малого бизнеса. Анклав - это группа лиц, обычно от 3 до 8, которые работают в специальной учебной группе в пределах материнской компании. Не все члены группы могут быть перемещены в обычный штат компании. Мобильная рабочая группа может быть группой такого же размера, с одним или более супервизорами, которые путешествует по общине, предлагая специализированные контрактные услуги. Вариантом малого бизнеса могут быть производственные услуги или работа по контракту. Бизнес может делать только один тип продукта или предоставлять один вид услуг.
В Соединенном Королевстве и Ирландии, например, поддерживаемая занятость включает программы, предоставляющие финансовые субсидии работодателям за работников с инвалидностью с пониженной производительностью, а также деятельность инструкторов по трудоустройству, как и в Соединенных Штатах.
В Норвегии поддерживаемая занятость предоставляется с гарантией поддержки инструктором по трудоустройству до 3 лет.
В Новой Зеландии программа поддерживаемой занятости предоставляет субсидию на заработную плату сроком на 2 года.
В Нидерландах в соответствии с законодательством, местные власти могут финансировать поддерживаемую занятость. На первом этапе, дополнительная выплата по инвалидности была повышена до уровня минимальной заработной платы и начали предоставляться субсидии на стоимость инструкторов по трудоустройству. Каждое рабочее место, созданное таким образом, приравнивается к работе в защищенной компании с целью получения финансирования от правительства.
В Финляндии мало кто определяет поддерживаемую занятость именно как поддерживаемую, оплачиваемую работу в интегрированных условиях: «в целом она понимается как совокупность различных вариантов поддержки занятости или деятельности, связанной с занятостью».
Латвия поддерживает интеграцию людей с инвалидностью в рынок труда с помощью тактики «борьбы с социальным исключением»; действия по этой тактике включают развитие предпринимательства и самозанятости. В Швеции лицо с инвалидностью, которое имеет хорошую бизнес-идею, может претендовать на грант для открытия собственного дела.
Ряд исследований в Соединенных Штатах показал, что поддерживаемая занятость дает работникам больше социальных и психологических преимуществ по сравнению с защищенным трудоустройством, а также является более выгодной по расходам для работников, налогоплательщиков и общества в целом.
Социальные предприятия
Социальная экономика, по определению Европейского Информационного Центра Социальной Экономики «базируется на ценностях экономической деятельности с социальными целями, адекватного развития, равных возможностей, включения людей с ограниченными возможностями и гражданского общества».
Существует много различных социальных предприятий, и все они разделяют одинаковые ценности. К таким предприятиям относятся социальные фирмы; социальные бизнесы; социальные предприятия; общественные предприятия; фонды развития; общественные, районные, рабочие и социальные кооперативы; кредитные союзы.
Законодательство Финляндии определило социальное предприятие как любой вид предприятия, которое занесено в соответствующий реестр и в котором не менее 30% работников имеют инвалидность или были безработными в течение длительного времени.
В Соединенных Штатах основан Союз Социальных Предприятий, который имеет своих членов в основном в Канаде и Соединенных Штатах, расширил собственное определение «социального предприятия от «любая бизнес-деятельность или стратегия получения дохода, которую выбирает для себя неприбыльная организация с целью генерирования дохода для поддержки своей благотворительной миссии»к «организации или предприятия, которое продвигает свою социальную миссию с помощью стратегий получения дохода от предпринимательства». Это изменение включило в сферу ориентированные на прибыль организации с социальной миссией.
В Гон-Конге был создан Ресурсный Центр для Социальных Предприятий, призванный оказывать комплексные услуги социальным предприятиям. Центр оказывал консультативные, учебные и другие услуги.
Новое законодательство Литвы по социальным предприятиям направлено на улучшение возможностей трудоустройства для лиц из уязвимых групп.
Нидерланды. Если клиент имеет недостаточную профессиональную подготовку и готов к оплачиваемой работе или такую работу невозможно предложить, предлагается неоплачиваемая работа. Если человек имеет реальную возможность в будущем работать на оплачиваемой работе, его направляют на стажировку от 6 месяцев до 1 года, чтобы у него появились навыки работы. Стажировка проходит на обычных предприятиях.
К неоплачиваемым работам инвалиды привлекаются как на обычных предприятиях, так и на социальных предприятиях или к социальным предпринимателям.
В Соединенном Королевстве британское правительство начало Стратегию социальных предприятий. Согласно Департаменту Торговли и Промышленности, не существует единой официальной модели социального предприятия. Социальные предприятия включают компании, ограниченные гарантией, промышленные, а также зарегистрированные благотворительные организации.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)