Проведение PR-кампании с целью содействия трудоустройству людей с инвалидностью
Организации работодателей:
- проведение совместных информационных кампаний организаций работодателей и Государственной службы занятости по трудоустройству людей с инвалидностью, создание специальных рабочих мест, возможностей государственной службы занятости в содействии этому (предоставление раздаточного материала, публикации в отраслевых средствах массовой информации и т.д.);
- совместная с Государственной службой занятости организация массовых мероприятий для работодателей;
- формирование среди работодателей идеологии равных возможностей, включение аспектов создания недискриминационных условий работы и доступа к ней в генеральных, отраслевых и коллективных соглашениях.
Объединение профсоюзов, отраслевые профсоюзы:
- проведение на региональном и местном уровне, совместных с центрами занятости информационных кампаний для руководства профсоюзов и их членов по адаптации на предприятиях людей с инвалидностью, осведомленности работников об их правах и социальных гарантиях и тому подобное;
- направление для проведения профессиональной реабилитации в центр занятости и другие социальные службы людей с инвалидностью, в том числе, которые приобрели инвалидность.
Профсоюзные комитеты предприятия:
- содействие профсоюзного комитета помощи в адаптации в коллективе и на рабочем месте лица с инвалидностью, которое трудоустраивается при содействии центра занятости;
- направление для проведения профессиональной реабилитации в центр занятости и другие социальные службы людей с инвалидностью, в том числе, которые получили инвалидность на производстве;
- формирование среди работодателей и работников идеологии равных возможностей, включение аспектов создания недискриминационных условий работы и доступа к ней в генеральных, отраслевых и коллективных соглашениях;
- содействие созданию и контроль условий труда непосредственно на рабочем месте лица с инвалидностью;
- содействие профессиональному развитию работника с инвалидностью, в том числе из числа лиц, которые приобрели инвалидность в результате несчастного случая на производстве или в результате профессионального заболевания.
Средства массовой информации:
- получение от центров занятости региональными и местными средствами массовой информации информационных материалов о трудовой занятости людей с инвалидностью, деятельности службы занятости по этому направлению работы и распространение ее в обществе.
Для облегчения механизма сотрудничества с государственными структурами, на региональном и базовом уровнях центрами занятости создается перечень региональных подразделений государственных организаций, которые задействованы в системе содействия трудоустройству людей с инвалидностью. Назначение этого перечня - упростить для специалистов базового центра занятости и клиентов получение контактной информации этих государственных учреждений. Этот перечень используется специалистами центра занятости и находится в свободном доступе в уголке для людей с инвалидностью.
С организациями, которые занимаются людьми с инвалидностью, сотрудничество с которыми может осуществляться постоянно и по многим направлениям, могут заключаться договора о сотрудничестве. Эти договора заключаются на государственном, региональном и местном уровнях. В договорах следует детализировать направления и механизм сотрудничества.
Общие положения
Государственная служба занятости поддерживает трудовые инициативы клиентов, выполняя на рынке труда посреднические функции между соискателями и работодателями. Поэтому административные меры по поддержке будут эффективными только тогда, когда у клиента с инвалидностью есть высокая мотивация к труду, а конкретный работодатель готов принять его на работу. То есть, необходимо определенное изменение отношения к трудовой занятости людей с инвалидностью как в них самих, так и у работодателей, общества в целом. Итак, конкретной целью проведения мероприятий по изменению отношения являются:
- активизация у людей с инвалидностью мотивации к занятости, что позволит им преодолеть существующие препятствия к трудоустройству;
- изменение отношения работодателей и общества в целом к занятости людей с инвалидностью;
- существенное увеличение обращений в центры занятости, другие государственные органы и общественные организации.
Достичь такого изменения отношения возможно с помощью проведения системной PR-кампании. Связи с общественностью - это технология создания и укоренения определенного образа в ценностный ряд социальной группы с целью его закрепления как идеального и необходимого в жизни. В данном случае это образы:
- эффективно работающего человека с инвалидностью;
- государственной службы занятости как учреждения, которое может эффективно способствовать трудоустройству людей с инвалидностью.
PR-кампания осуществляется с помощью двух взаимосвязанных наборов инструментов, которые часто невозможно отделить: рекламное информирование (пропаганда) и прямое информирование. PR включает в себя понятие «реклама» и «пропаганда», однако шире, поскольку подразумевает осознанный откровенный социальный диалог и взаимное действие двух субъектов. В отличие от пропаганды, PR действует не через призывы, а через правдивое информирование и разъяснение. Преимущество его в том, что он, в отличие от простой рекламы (пропаганды):
- предусматривает построение отношений, основанных на правде и полной информированности, взаимопонимании;
- позволяет привлечь к PR-кампании других субъектов на безвозмездной основе.
PR-кампания Государственной службы занятости по содействию трудоустройству людей с инвалидностью проводится на всех уровнях: базовом, региональном, государственном. Необходимо, чтобы действия на всех уровнях были согласованными и дополняли друг друга.
В базовом центре занятости назначается ответственный за проведение PR-мероприятий (как правило - специалист по трудоустройству людей с инвалидностью). Он определяет реалистичную цель и программу PR-мероприятий, доступные каналы распространения информации, способы их наладки, периодичность мероприятий. Все мероприятия фиксируются в план-график.
Для проведения успешной PR-кампании центры занятости на местном уровне устанавливают контакты с государственными и общественными организациями, которые занимаются людьми с инвалидностью, организациями работодателей, информируют их о возможности Государственной службы занятости и обеспечивают рекламными и раздаточными материалами. Также должны быть задействованы контакты с местными средствами массовой информации с целью актуализации у них понимания проблем, связанных с трудовой занятостью людей с инвалидностью.
Необходимо, чтобы все работники центра занятости имели общее представление о центральных тезисах PR-кампании по содействию трудоустройству лиц с инвалидностью, умели донести их представителям целевых групп, для чего в центрах занятости должны быть проведены соответствующие семинары.
Целевая аудитория
Исходя из целей, все PR-мероприятия направлены на две основные категории лиц, являющихся их конечными потребителями:
- Люди с инвалидностью - прежде всего неработающие и такие, которые могут сменить работу.
- Работодатели.
Кроме этого, дополнительными категориями являются:
- Родственники и знакомые людей с инвалидностью, общество в целом.
- Общественные организации, занимающиеся людьми с инвалидностью, организации работодателей, профсоюзов, государственных органов.
- Местные органы власти.
- Средства массовой информации.
Три последние целевые группы являются как каналами передачи информации конечным потребителям PR-мероприятий, так и имеют возможность самостоятельных действий по влиянию на мысли и решения представителей других целевых групп.
Центральные тезисы PR-кампании
Все PR-мероприятия должны быть построены вокруг центральных тезисов, то есть тех идей, которые нужно внедрить в сознание целевой группы. Центральные тезисы различны для разных целевых групп. Однако все PR-мероприятия в отношении всех целевых групп осуществляются по трем взаимосвязанным направлениям:
- Пропаганда, изменение отношения в целевой группе к трудоустройству людей с инвалидностью.
- Информирование целевой аудитории, донесение до нее практической информации о правах, обязанностях, льготах, процедурах, возможности организации и тому подобное.
- Формирование положительного имиджа Государственной службы занятости как квалифицированной и эффективной структуры, в которую можно обращаться представителям целевой группы за консультацией или помощью.
Эти направления должны развиваться системно. Например, организация внедряет консультационную телефонную линию. Недостаточным будет лишь информирование об этой линии на различных рекламных каналах. Необходимо будет также так изменить отношение представителей целевой группы, чтобы они осознавали проблему и обращались за помощью в ее решении. Также необходимо формирование такого имиджа организации, чтобы к ней обращались как к учреждению, которое действительно может помочь.
Центральные тезисы могут доноситься до целевой аудитории различными средствами (визуальными, текстовыми и т.д.) и в разной форме. Например, тезис о возможности и целесообразности трудовой занятости для человека с инвалидностью может быть реализован как плакат-предложение обратиться в центр занятости за помощью в поиске работы, как опубликованные статистические данные относительно занятых людей с инвалидностью, или как короткий визуальный образ работающего человека с признаками инвалидности в телепередаче о предприятии.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)