Консультирование по созданию новых рабочих мест путем анализа производственных функций
Деятельность центра занятости по содействию трудовой занятости лиц с инвалидностью будет более эффективной, если не ограничиваться только заполнением вакансий. Обеспечить действительно высокий уровень трудоустройства и занятости среди людей с инвалидностью возможно только если государственные органы, в том числе и служба занятости, будут проводить активную работу по содействию адаптации, приспособлению существующих и созданию предприятиями новых специализированных рабочих мест. Эти рабочие места могут создаваться как с привлечением дотаций на создание специальных рабочих мест, так и без них, «собственными силами» предприятия; как параллельно с расширением производства, так и за счет более рационального перераспределения существующих производственных функций.
Последний способ может быть привлекателен тем, что он относительно прост и позволяет обойтись без прохождения сложной процедуры получения государственных дотаций, хотя такие рабочие места тоже могут создаваться при государственной помощи.
Анализ производственных функций на конкретном рабочем месте требует изучения сотрудником центра занятости рабочего процесса предприятия с целью определения, можно ли создать новое рабочее место, подходящее для человека с инвалидностью, если реорганизовать производственный процесс. Эту работу может выполнять как специалист по взаимодействию с работодателями, так и специалист по трудоустройству людей с инвалидностью.
Анализ производственных функций предполагает определение производственных элементов существующих рабочих мест, которые можно было бы объединить в новое рабочее место. Для этого осуществляются следующие действия:
- наблюдение за работой, выполняемой на предприятии в целом (такое наблюдение может происходить во время любого посещения предприятия специалистом центра занятости);
- наблюдение за работой, выполняемой в рамках конкретного рабочего задания;
- проведение собеседований с работниками, руководством рабочего участка, профсоюзными органами, руководством отдела кадров;
При этом специалист пытается определить работы, которые нужны, однако не выполняются, и работы, которые выполняются слишком медленно или совсем неэффективно, создавая «узкие места». Результатом этого анализа является предоставление руководству предприятия полезных консультаций по способам оптимизации труда с помощью трудоустройства человека с инвалидностью. При этом специалист центра занятости может столкнуться как с нежеланием работодателя что-то менять на предприятии, так и с нежеланием трудоустраивать людей с инвалидностью. Поэтому использование анализа производственных функций в практической работе требует от специалиста центра занятости:
- умения творчески, новаторски сгенерировать идею по оптимизации определенного трудового процесса, как средства роста рентабельности производства товаров или услуг;
- умение правильно подать эту идею работодателю, убедить в ее полезности.
Если приложенные усилия приводят к принятию решения предоставить работу для людей с инвалидностью, нужно сделать все возможное для того, чтобы предложить кандидатов, которые наилучшим образом соответствуют требованиям. Это укрепит уверенность предприятия в способности центра занятости предоставлять качественные услуги в этом направлении.
Осуществлять анализ производственных функций легче на простых работах, которые специалист центра занятости может понять, не имея специальных знаний по технологиям данного предприятия. Однако деятельность по анализу производственных функций может не ограничиваться только созданием новых рабочих мест в сфере вспомогательных работ, как это показано в следующем примере.
Модель создания рабочего места для веб-дизайнера.
Если у предприятия нет собственного Интернет-сайта, можно посоветовать его завести. Можно указать, что Интернет в современных условиях является эффективным средством рекламы и продажи товаров или услуг. С другой стороны, присутствие в Интернете сегодня является необходимым атрибутом любого серьезного бизнеса, - значит, предприятие, которое не имеет собственного сайта, несет существенные имиджевые потери, которые сказываются на его продажах. Вообще, собственный Интернет-сайт, в большинстве случаев, обеспечивает увеличение реализации продукции предприятия минимум на 5-10%, иногда - значительно больше. Если предприятие удастся в этом убедить, можно предложить ему взять специалиста с инвалидностью для создания сайта и его дальнейшей поддержки. Веб-дизайнер с инвалидностью будет более привлекательным кандидатом на эту работу, поскольку он:
- может согласиться на частичную занятость;
- позволит предприятию сэкономить на санкциях за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства людей с инвалидностью;
- не всегда требует отдельного рабочего места, так как может работать дома.
При условии проведения правильной мотивационной работы, каждый центр занятости только по этой схеме может трудоустроить десятки людей с инвалидностью, включая самые сложные случаи. Ведь, определенный неудовлетворенный спрос на услуги по разработке сайтов существует в большинстве регионов страны, и для специалиста по работе с работодателями можно найти подобные предприятия среди своих клиентов.
С другой стороны, профессия веб-дизайнера является доступной для большинства инвалидизирующих нозологий. Научиться создавать на вполне профессиональном уровне простые сайты, можно и не имея специального образования, путем самообучения. Это доступно любому лицу при условии первоначального владения компьютером, усердия, желания и способности учиться. Особенно эта профессия будет привлекательна и легкая в усвоении для молодежи. Итак, специалисту по трудоустройству будет нетрудно найти среди молодых незанятых клиентов с инвалидностью достаточно кандидатов на эту работу. Профессию можно осваивать уже в процессе выполнения работы.
Важным аспектом при этом является следующее. Веб-дизайн, как и другие работы, связанные с программированием, имеет преимущественно индивидуальный характер; многие из работников вообще работают на дому. А значит, профессия может создавать условия для определенной социальной изоляции работника. Поскольку для человека с инвалидностью изоляция часто является проблемой сама по себе, желательно так организовать его работу, чтобы предусмотреть контакты с сотрудниками предприятия.
Перераспределение производственных функций может потребоваться еще в одном случае. Может случиться, что вакансия является в целом подходящей человеку с инвалидностью, но он по состоянию здоровья не может выполнять некоторые должностные обязанности, которые не являются основными. В этом случае надо исследовать возможность переложения этих функций на других работников (работающих по тем же должностям, или другим должностям). Часто такое перераспределение является несущественным для производственного процесса, но очень значительным для конкретного работника. Например, в канцелярию, где работают несколько сотрудников, может быть трудоустроен работник с нарушением слуха и речи, если он будет освобожден от обязанностей отвечать на телефонные звонки. Взамен этот работник может выполнять дополнительную работу по подшивке и ксерокопированию документов, ввода данных в компьютер и тому подобное.
Работа по созданию новых рабочих мест, сбор подробной информации о вакансиях и т.д., имеет смысл только в том случае, если существуют незанятые люди с инвалидностью, которые будут иметь желание и возможность трудоустроиться именно на эти рабочие места. Информацией о наличии и профессиональном составе незанятых людей с инвалидностью, желающих трудоустроиться, обладают специалисты центров занятости по трудоустройству. А возможностей осуществлять работу по анализу производственных функций и сбору информации о вакансиях больше у их коллег по взаимодействию с работодателями. Поэтому важно обеспечить оперативное и полное внесение информации в базу данных единой информационно-аналитической системы службы занятости.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)