Формы и методы общения с людьми с инвалидностью
Человек с инвалидностью - это лицо со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, следствием травм или врожденными дефектами, приводящим к ограничению жизнедеятельности, к необходимости в социальной помощи и защите. Это лицо, возможности которого получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе, осложнены в связи с физическим или умственным недостатком. Недостатки, нарушения функций организма могут быть совершенно разными, значит и средства, которые должны применяться для преодоления препятствий в сфере занятости тоже отличаются.
Общепринятой классификации инвалидизирующих расстройств нет. Нормативные документы медико-социальной экспертной комиссии выделяют более 150 основных видов инвалидизирующих заболеваний и расстройств. Специалисту центра занятости, который работает с людьми с инвалидностью, необходимо иметь общее представление об этих заболеваниях. Однако любое шаблонное использование теоретических знаний об инвалидизирующих расстройствах при общении, подборе профессии или работы для человека с инвалидностью является неэффективным. Каждая группа нарушений является уникальной, и в пределах одного вида расстройств возможны различные ступени нарушений и различные характеристики конкретного человека.
Можно выделить пять наиболее общих групп расстройств функций организма, которые вызывают инвалидизацию.
- Сенсорные нарушения - зрительные, слуховые, речевые. Эти расстройства ограничивают способность к ориентации или коммуникации, а отсюда - к некоторым видам трудовой деятельности. Такие нарушения, как правило, делают недоступными для этих людей некоторые профессии. Но в большинстве случаев, ограничения могут быть частично компенсированы путем подбора подходящей профессии и места работы, а также благодаря обустройству рабочего места дополнительными средствами, которые компенсируют сенсорное нарушение. Если нарушение является неполным и болезнь может прогрессировать, рекомендованы виды работ, которые не перегружают соответствующий анализатор и предотвращают развитие заболевания (например, при глаукоме рекомендованы работы с небольшой физической и зрительной нагрузкой и хорошей освещенностью рабочей зоны).
- Нарушение внутренних органов и метаболизма - кровообращения, дыхания, пищеварения, эндокринной, нервной, мочеполовой систем и тому подобное. Эти нарушения снижают способность переносить определенные физические и нервно-психологические нагрузки. Этим работающим необходим щадящий режим труда, отдыха, питания, ограничение нагрузок, отсутствие вредных условий труда, которые могут способствовать развитию заболевания. Такие нарушения могут быть компенсированы путем подбора профессии и работы с соответствующими потребностям личности, условиями труда, обеспечения механическими приспособлениями для облегчения физических нагрузок и тому подобное.
Для этой категории людей с инвалидностью важен не только подбор профессии, но и подбор конкретного места работы. Например, для инженера по охране труда с язвенной болезнью желудка (осложненное течение) является неподходящей работа в горячем цеху, на большинстве химических производств, где возможно воздействие токсичных веществ. Однако эти люди могут работать по своей специальности на других промышленных предприятиях при условии создания им возможности соблюдения специального режима питания и диеты.
Мотивация - это психический процесс побуждения к действию, управляющий поведением человека, в данном случае - трудовым поведением. Формирование мотивации - длительный процесс, который начинается с детства и сопровождает человека всю жизнь. В нем большую роль выполняют родители и семья, школа, социальное окружение, друзья, общественные институты, ценностные установки, которые преобладают, культивируются в обществе. Итак, будет неверно думать, что за одну или несколько встреч специалиста центра занятости и человека с инвалидностью можно сформировать у него мотивацию к труду. Однако во время консультации, можно активизировать уже существующую мотивацию, которая находится в неактуальном, «спящем» состоянии, направить ход мыслей клиента в определенном направлении.
Эта мотивационная работа должна происходить не только разово (в виде упражнений, мотивационного семинара), но и во время любого собеседования с клиентом с инвалидностью, если у него, по некоторым признакам, можно предположить недостаточную мотивацию к труду (например, скептическое отношение лица к услугам центра занятости, наличие длительного периода безработицы и т.д.). Мотивационная работа должна осуществляться специалистом по трудоустройству (личным консультантом), специалистом по профориентации, ведущими семинарских занятий и тому подобное.
Один из вариантов работы с мотивацией взрослого человека состоит в предоставлении клиенту помощи с определением собственных смыслов в какой-либо деятельности (в данном случае - трудовой деятельности). Для этого ему можно предложить следующее упражнение. После заголовка «Для меня работа – это…» клиенту предлагается самостоятельно определить и записать возможные смыслы его трудовой занятости. После этого, во время беседы с консультантом, можно раскрыть содержание каждого пункта, дополнить их.
Человек с инвалидностью может определить следующие взаимосвязанные смыслы в трудовой занятости (лицо может выбрать не все пункты из этого перечня):
- Заработок. Работа дает возможность зарабатывать, а значит -тратить значительно больше, чем позволяет пенсия по инвалидности.
- Самоактуализация. При правильном подборе работы работник может получать удовольствие от процесса деятельности, от творчества при изготовлении какого-то материального или интеллектуального продукта.
- Социальные коммуникации. Работа дает определенные возможности общения с коллегами по работе, дает ощущение принадлежности к трудовому коллективу.
- Социальный статус, признание. Наличие трудовой занятости само по себе меняет социальный статус клиента - с получателя государственной пенсии на человека, который сам обеспечивает свои расходы.
- Карьера. Немало мест работы дает возможность карьерного роста. Это касается не только офисных, но и рабочих профессий (здесь есть возможность получать более высокие разряды и стать более квалифицированным рабочим). Карьерный рост, в свою очередь дает дополнительные возможности для самоактуализации и социального признания.
- Семья. Наличие постоянной работы расширяет возможности создания семьи или ее поддержки.
- Возможность дополнительных затрат. По сравнению с пенсией, трудовой заработок дает гораздо больше возможностей для досуга, отдыха, реализации собственных жизненных проектов и тому подобное.
- Социальный эффект. Результаты труда приносят пользу другим людям.
- Дисциплина. Наличие работы дисциплинирует, упорядочивает жизнь человека.
- Наполняемость жизни. Работа занимает часть жизненного времени, которое в противном случае, возможно, было бы нечем заполнить.
После выполнения упражнения человеку можно предложить пронумеровать смыслы трудовой занятости в порядке значимости для себя и обсудить с ним полученную иерархию. Рассмотрение жизненных смыслов человека с инвалидностью может не привести к трудоустройству сразу (особенно если у человека есть достаточно долгий период безработицы). Однако это упражнение поможет человеку задуматься о собственном трудовом поведении.
Обращать внимание клиента на эти мотивы к труду желательно в подходящие моменты при любой консультации любым специалистом центра занятости.
Для клиентов, которые долгое время не работали, есть возможность использовать другое упражнение, которое поможет построить свое отношение к проблеме. Им можно предложить написать в два столбика преимущества трудовой занятости и преимущества незанятости.
Далее необходимо предложить оценить каждый пункт в соответствии со степенью важности по 10-ти бальной системе. Итог баллов даст очень приблизительную оценку того, насколько готов человек работать. Однако не нужно рассматривать эту задачу как тест: подсчет баллов - это просто материал для дальнейших обсуждений и размышлений. Кроме того, можно проанализировать наиболее значимые пункты среди преимуществ состояния незанятости и строить дальнейшую профориентационную консультацию или подбор работы с их учетом. Например, если для клиента очень важна возможность самостоятельно распоряжаться собственным временем, ему более подойдет работа со свободным графиком или самозанятость.
Это упражнение, как и предыдущее, можно использовать и во время интерактивного занятия с группой безработных. Группа делится на две подгруппы, каждая из которых определяет и представляет одну из колонок. После этого идет индивидуальное определение баллов и общее обсуждение результатов.
Чтобы осуществлять деятельность, необходимым является достаточный уровень мотивации. Однако, если мотивация является избыточной, это приводит к чрезмерному напряжению и стрессу. Например, если безработный очень хочет работать, каждая неудача в поиске работы может вызвать у него сильное разочарование, ощущение, что жизнь рушится. Следовательно, необходимо избегать чрезмерной мотивации клиентов с инвалидностью и предоставлять им психологическую поддержку при поиске работы. Также необходимо избегать директивного навязывания клиенту собственных мыслей - клиент сам способен определиться относительно собственных мотивов.
Если у клиента с инвалидностью не будет стремления к труду, причем достаточно высокого, все меры по содействию его трудоустройству окажутся напрасными. Поэтому меры по усилению мотивации являются обязательным компонентом любого сотрудничества с человеком с инвалидностью. Это касается всех этапов работы с клиентом - профессиональной ориентации, подбора работы, направления к работодателю, поддержки после трудоустройства и тому подобное. И уметь работать с мотивацией должны все специалисты центра занятости, которые непосредственно сотрудничают с клиентами с инвалидностью.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)