Рекомендации относительно профессионального обучения инвалидов
Профессиональные рекомендации человеку с инвалидностью должны предоставляться в комплексе с рекомендациями о профессиональном обучении. Поскольку результатом профконсультации в большинстве случаев являются рекомендации относительно избрания или смены профессии, дальнейшее профессиональное обучение почти всегда необходимо для трудоустройства человека с инвалидностью по специальности, требующей квалификации. Особенностью организации профессионального обучения клиентов с инвалидностью является то, что у клиента не всегда есть возможность учиться в общих учебных заведениях или в составе общих групп. Специализированные учебные заведения имеют приспособленные для нужд людей с инвалидностью условия обучения и дают возможность одновременной медицинской и социальной реабилитации. Однако как их количество, так и спектр специальностей, по которым происходит обучение, ограничены. Поэтому важно не сужать возможности профессионального обучения людей с инвалидностью, информируя их, что оно может происходить в разных формах и в учебных заведениях различных типов, а именно:
- в общих учебных заведениях в обычных условиях;
- в специализированных учебных заведениях системы социальной защиты (в том числе обучение в комплексе с социальной и медицинской реабилитацией);
- в общих учебных заведениях в специализированных условиях.
Информация об учебных заведениях должна находиться в уголке центра занятости для людей с инвалидностью.
Центр занятости должен сформировать и передать в базовые центры занятости полный перечень учебных заведений, в которых возможно профессиональное обучение людей с инвалидностью, и перечень специальностей, по которым происходит обучение. Этот перечень должен находиться в свободном доступе в уголке для людей с инвалидностью и использоваться в работе специалистов центра занятости. Также он должен быть размещен на сайте регионального центра занятости, портале Государственной службы занятости. Если перечень общих учебных заведений находится в профинформационном секторе, в уголке для клиентов с инвалидностью должна быть информация, что обучение может осуществляться в различных условиях со ссылкой на перечень в профинформационном секторе.
При предоставлении профориентационных рекомендаций клиенту по направлению медико-социальной экспертной комиссии, специалист центра занятости должен предоставить ему предварительные рекомендации относительно форм, условий профессионального обучения, конкретных учебных заведений и т.д. с различными возможными вариантами обучения. Также, вместе с клиентом, должны быть рассмотрены возможности финансирования такого обучения. Клиент должен быть проинформирован об условиях организации обучения в каждом из случаев.
С целью повышения эффективности профессиональной и трудовой реабилитации, специалисты центров занятости, в первую очередь, должны изучить возможности организации профессионального обучения людей с инвалидностью в общей системе профессионального образования, на краткосрочных курсах, в том числе в учебных центрах службы занятости, на рабочем месте на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Для осуществления психологической подготовки, повышения мотивации, обучения навыкам трудовой дисциплины, развития коммуникативных навыков, обучения пользованию устройствами на рабочем месте, могут быть привлечены негосударственные организации инвалидов, работодателей, работников. В случае необходимости нужно предоставить консультации учебным заведениям по приспособлению к потребностям лиц с инвалидностью учебных мест, учебных программ и обеспечения доступности обучения.
Лиц с инвалидностью, которым невозможно организовать обучение в интегрированных условиях из-за сложных функциональных ограничений и отсутствия условий в учебных заведениях, а также, если для усвоения знаний и навыков необходимы специфические подходы, центры занятости направляют на обучение в центры профессиональной реабилитации инвалидов.
Особенностью организации профессионального обучения клиентов с инвалидностью является то, что клиент может потребовать особых условий обучения. В этом случае очень важно, чтобы центр занятости приложил усилия для организации индивидуального обучения, или формирования специализированной учебной группы (например, численностью в 5-10 человек) из людей с инвалидностью. Такая работа потребует больше времени, чем обычно, однако она существенно расширит возможности клиента для получения профессионального образования в общеобразовательных учебных заведениях. Для ускорения организации профессионального обучения можно рассмотреть возможность привлечения к такому обучению других лиц с инвалидностью, которые ищут работу. Для этого центр занятости должен обратиться с соответствующим запросом по подбору кандидатов на обучение в медико-социальную экспертную комиссию, местные органы социальной защиты населения, общественные организации.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)