Профессиональная ориентация людей с инвалидностью и организация профессионального обучения
Профессиональная ориентация людей с инвалидностью трудоспособного возраста, детей с инвалидностью осуществляется для повышения их конкурентоспособности на рынке труда, определения возможностей для профессиональной подготовки, переподготовки и последующего трудоустройства. Ее непосредственная цель - оказать человеку помощь в:
- осознании и обоснованном принятии решения по выбору профессии, учебного заведения, места работы с учетом имеющихся ограничений, возможностей, способностей и желаний;
- определении своих возможностей и способностей;
- разработке (с помощью консультанта) оптимальных путей и способов реализации своих профессиональных намерений.
Профессиональная ориентация человека с инвалидностью осуществляется по стандартной схеме с учетом некоторых особенностей. Обычно, при подборе профессии учитывается три группы факторов: желание клиента, его возможности, потребности местного рынка труда. При подборе профессии клиенту с инвалидностью нужно учитывать отдельный важный фактор - состояние его здоровья, который определенным образом ограничивает возможность работать по отдельным профессиям. Однако внимание к этим ограничениям не должно доминировать в процессе профориентации. Действительно неподходящих для конкретного клиента профессий не так много. Во всех других случаях подходящими или неподходящими являются не профессии, а конкретные условия труда, которые могут быть компенсированы путем адаптации и приспособления рабочего места, перераспределением должностных обязанностей.
Профессия для конкретного клиента является неподходящей, если:
- функциональные особенности человека с инвалидностью не позволяют ему выполнять производственные задачи (например, невозможна интеллектуальная работа для лица со снижением интеллектуальных функций);
- профессия не позволяет исключить из трудового процесса факторы и условия, которые непосредственно влияют на развитие заболевания, или компенсировать их (например, профессия грузчика является угрожающей для больного ишемической болезнью сердца).
Отечественное законодательство не содержит прямого запрета на работу по определенным профессиям или работу людей с инвалидностью вообще. Однако от кандидатов на отдельные работы требуется прохождение медицинского осмотра, который бы подтвердил определенный уровень здоровья. Это, фактически, делает невозможным трудоустройство по этим профессиям людей с инвалидностью или с определенными видами инвалидизирующих заболеваний. Например, незрячий не будет допущен к работе водителя, а человек, имеющий инвалидность вследствие туберкулеза легких, не может быть занят в пищевой промышленности и т.д. Однако, таких установленных законодательно ограничений немного, и они относятся, главным образом, к рабочим профессиям с тяжелыми и вредными условиями труда. Все остальные профессии являются потенциально доступными для клиента с инвалидностью.
При подборе профессии клиенту с инвалидностью важно учитывать, что одна и та же профессия может реализовываться в различных условиях труда. Определенные условия труда (характеристики производственной среды и выполняемых производственных задач) могут представлять серьезную помеху трудовой деятельности человека с инвалидностью. Все профессии можно разделить на два типа: те, труд по которым всегда осуществляется в почти одинаковых условиях и те, которые на разных местах трудоустройства имеют различные условия труда. Профессии обоих типов могут подходить или не подходить определенному человеку с инвалидностью.
Определенные профессии имеют схожие условия труда независимо от места работы. Например, нотариус всегда работает в офисе, а станочник - в условиях промышленного цеха (но и здесь на разных предприятиях могут быть определенные различия по условиям труда - перепадов температуры, запыленности, работы с вредными материалами и т.д.). Но представители многих профессий могут иметь рабочее место в совершенно разных условиях, причем в некоторых случаях эти условия могут быть неподходящими для определенного клиента.
К примеру, бухгалтер может работать в конторе предприятия с высокой запыленностью (например, завода железобетонных конструкций).
Специалисту с заболеванием органов дыхания (например, с бронхиальной астмой) желательно избегать такого места работы, однако он сможет работать бухгалтером в условиях обычного городского офиса. То есть, по одной и той же профессии на различных рабочих местах производственные условия могут препятствовать или не препятствовать труду человека с инвалидностью. И важно не считать профессию неподходящей для клиента только из-за того, что условия труда в отдельных случаях являются неподходящими.
Если клиентом с инвалидностью выбрана профессия, которая может иметь различные условия труда, надо рассмотреть с ним, являются ли для него эти изменяемые условия важными и выработать рекомендации по их учету при поиске работы и трудоустройстве.
Во многих случаях неподходящие условия труда могут быть компенсированы приспособлением рабочего места к особенностям конкретного лица. Для некоторых видов инвалидности это приспособление является обязательным условием трудовой деятельности вообще (например, для человека, который передвигается на коляске, необходимы пандусы на всем пути к рабочему месту, где есть перепады поверхности пола). Что касается некоторых профессий, приспособления необходимы лишь при наличии на данном рабочем месте негативных факторов труда.
Профессиональная ориентация - это процесс подбора клиенту подходящей профессии. Но часто трудовая деятельность человека с инвалидностью по какой-то профессии может осуществляться только при определенных условиях. Таким образом, результатом эффективной профессиональной ориентации человека с инвалидностью являются:
- Подбор такой профессии, которая соответствовала бы пожеланиям, возможностям и склонностям клиента, потребностям рынка труда и при этом была бы как можно более щадящей для здоровья клиента.
- Предоставление клиенту практических рекомендаций по учету условий труда при трудоустройстве по профессии создание наиболее комфортных условий труда, специального рабочего места и т.д.
Одной из целей качественной профориентации является подбор такой профессии, на которой инвалидизирующие особенности клиента создавали бы ему минимум препятствий для эффективной работы «на равных» с другими работниками. А поскольку для большинства инвалидизирующих расстройств функций организма такими профессиями являются интеллектуальные профессии и отдельные рабочие профессии высокой квалификации, следует направлять клиента с инвалидностью на получение высшего или профессионального образования.
При трудоустройстве человека с инвалидностью его пожелания относительно профессии и формы занятости имеют преимущественное значение перед объективными факторами (требованиями рынка труда и т.д.), хотя последние тоже нужно учитывать. Человеку с инвалидностью нужно приложить больше усилий, преодолеть больше препятствий для осуществления трудовой деятельности. Итак, часто у человека с инвалидностью должна быть более высокая мотивация для трудовой деятельности, которую скорее обеспечит работа, которая является желанной, даже если по этой профессии сложнее трудоустроиться, а уровень заработных плат ниже (например, профессия учителя менее оплачиваемая, чем рыночного торговца, однако она может быть более привлекательна для конкретного клиента). Однако фактор оплаты труда тоже надо учитывать и не выделять отдельные низкооплачиваемые профессии или работу «инвалидов». Высокая оплата труда также может быть дополнительной мотивацией работы по профессии для отдельных клиентов с инвалидностью.
Если у клиента есть профессия и она его устраивает, необходимо рассмотреть все варианты его трудоустройства по этой профессии - например, на рабочее место с подходящими условиями, специально созданное рабочее место и т.д. Если клиента это не устраивает или он не может трудоустроиться из-за отсутствия вакансий - необходимо рассмотреть с ним возможность самозанятости по его профессии. Только после этого следует предложить сменить профессию.
Если у клиента нет профессии, или профессия его не устраивает, или он не может трудоустроиться по ней, ему предлагается стандартное психодиагностическое обследование для реалистического профессионального самоопределения. Его результатом будут предложения по прохождению профессионального обучения или организации собственного дела. Если клиент не соглашается на профессиональное обучение, или такой возможности нет, или профессиональное обучение является нецелесообразным в данном случае, он направляется к специалисту по трудоустройству для подбора вакансии, которая не требует профессионального обучения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)