Определение уровня потребностей в трудоустройстве (трудового потенциала)
Для обеспечения системности действий центра занятости по обеспечению занятости лица с инвалидностью, разработки эффективной Индивидуальной программы трудоустройства, необходимо корректно заполнить учетные документы клиента и определить степень его трудового потенциала (уровня потребностей в трудоустройстве).
По каждому лицу с инвалидностью, в зависимости от нозологии и степени проявления заболевания, типа травмы, группы инвалидности, жизненной активности, мотивации к труду, реабилитационного потенциала имеют место различные возможности трудовой реабилитации. Именно эти особенности имеют первостепенное значение для определения средств, направленных на трудоустройство человека с инвалидностью на подходящую работу. Трудовой потенциал клиента определяется специалистом центра занятости на основании оценки уровня его инвалидизации, анализа индивидуальной программы реабилитации медико-социальной экспертной комиссии и оценки степени активности клиента, его мотивации к труду, желание работать.
При определении степени трудового потенциала обязательно учитываются ограничения жизнедеятельности, изложенные в индивидуальной программе реабилитации медико-социальной экспертной комиссией. Из-за этих ограничений человек с инвалидностью не может выполнять повседневную деятельность способом и в объемах, обычных для здорового человека. Ограничения создают человеку с инвалидностью препятствия в социальной среде, что ставит его в неудобное положение по сравнению со здоровыми людьми.
Способность к самообслуживанию клиента - возможность эффективно выполнять повседневную бытовую деятельность и удовлетворять потребности без помощи других лиц. Ограничения самообслуживания:
1-я степень - способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств;
2-я степень - способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и с помощью других лиц;
3-я степень - неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц.
В зависимости от интервала времени, через который возникает потребность в помощи: эпизодическая помощь (реже одного раза в месяц), регулярная помощь (несколько раз в месяц), постоянная помощь (несколько раз в неделю - регулируемая или несколько раз в день - нерегулируемая помощь) определяются условия и режим труда, которые являются допустимыми для человека с инвалидностью. А именно:
- сокращенный рабочий день;
- индивидуальные нормы выработки;
- введение дополнительных перерывов;
- строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм;
- систематическое медицинское наблюдение;
- возможность полностью или частично работать дома и другие особенности в условиях труда, которые специалисты центра занятости должны учитывать при предложении подходящей работы человеку с инвалидностью и выяснять с работодателем.
При ограничении способности к передвижению клиента специалисты центра занятости должны учесть возможность самостоятельного передвижения человека с инвалидностью, расстояние, которое он может преодолевать, способность самостоятельно пользоваться личным и общественным транспортом, потребность в помощи других лиц при передвижении.
Ограничение способности самостоятельно передвигаться:
1-я степень - способность самостоятельно передвигаться с длительной тратой времени, передвижение с остановками и сокращение расстояния;
2-я степень - способность самостоятельно передвигаться с использованием вспомогательных средств или с помощью других лиц;
3-я степень - неспособность самостоятельно передвигаться и полная зависимость от других лиц.
Оценка способности к обучению лица с инвалидностью учитывается специалистами службы занятости при направлении человека с инвалидностью на профессиональное обучение.
Ограничение способности к обучению:
1-я степень - способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса или с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала);
2-я степень - способность к обучению только в специальных учебных заведениях или по специальным программам в домашних условиях;
3-я степень - низкая способность к обучению.
Людям, которые имеют сложности с обучением, может предлагаться ряд работ, в том числе тех, которые имеют рутинный характер, включая пользование компьютерами.
Ограничение способности к ориентации лица с инвалидностью необходимо учитывать при подборе подходящей профессии.
Ограничение способности к ориентации:
1-я степень - способность к ориентации при условии использования вспомогательных средств;
2-я степень - способность к ориентации, которая требуетпомощи других лиц;
3-я степень - неспособность к ориентации (дезориентация).
Для слабовидящих подходит, например, работа преподавателя, массажиста, педагога-концертмейстера, переводчика, намотчика катушек для электроприборов, слесаря-сборщика, вяжущего, слесаря сборочных работ, сборщика коробок из картона, диктора, программиста и тому подобное.
Ограничение способности к общению клиента:
1-я степень - способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации;
2-я степень - способность к общению с использованием вспомогательных средств или с помощью других лиц;
3-я степень - низкая способность к общению.
Ограничение способности лица с инвалидностью контролировать свое поведение имеют, как правило, люди с психическими расстройствами. Они могут выполнять многие работы при правильном отборе производственной среды (например, обеспечение работой, которая не предусматривает чрезмерного стресса или высокого уровня шумов, избежать робот, связанных с возможностью опасности или травматизма и т.п.). Кроме этого, это ограничение необходимо учитывать при предоставлении таким клиентам социальных услуг в центре занятости.
Ограничение способности контролировать свое поведение:
1-я степень - частичное снижение способности самостоятельно контролировать свое поведение;
2-я степень - способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц;
3-я степень - неспособность контролировать свое поведение.
Важным критерием в работе по оказанию услуг лицам с инвалидностью является учет степени ограничения способности человека с инвалидностью к трудовой деятельности, указанный в индивидуальной программе реабилитации:
1-я степень - это невозможность выполнения работы по своей прежней профессии и способность к трудовой деятельности по другой специальности при отсутствии снижения квалификации или уменьшении объема производственной деятельности;
2-я степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств или специально созданных условий, специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц. Целью создания специальных условий с использованием вспомогательных средств или специально оборудованного рабочего места является облегчение лицу с инвалидностью выполнения функциональных обязательств в соответствии с требованиями и получение удовольствия от производительного труда.
3-я степень - низкая способность к трудовой деятельности.
Важность определения степени трудового потенциала человека с инвалидностью обусловлена тем, что он является одним из оснований для разработки перечня и содержания мероприятий центров занятости, направленных на трудоустройство лица с инвалидностью, повышение его конкурентоспособности на рынке труда, развитие трудовой активности, заинтересованности в трудоустройстве на подходящую работу.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)