Поддержка клиента с инвалидностью после трудоустройства
Одним из главных организационных мероприятий, которое призвано активизировать усилия соискателей по обеспечению собственной трудовой занятости, является заключение Социального контракта и формирование рекомендаций Государственной службы занятости по содействию трудоустройству, индивидуальной программы трудоустройства.
В случае необходимости и желания клиента сменить профессию, ему может быть предложено профессиональное обучение. Профессиональное обучение для клиентов, которые имеют право на пособие по безработице, осуществляется за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы в соответствии с общим порядком, установленным для всех категорий и групп безработных. В других случаях профессиональное обучение может осуществляться за счет Фонда социальной защиты инвалидов или Фонда социального страхования от несчастных случаев.
Если человеку с инвалидностью не удается подобрать подходящую работу, он может, с его согласия, привлекаться к оплачиваемым общественным работам в общем порядке, естественно, с учетом состояния здоровья. Это особенно важно для клиентов, которые длительное время не работали. В этом случае общественные работы могут быть эффективным промежуточным этапом на пути к постоянной занятости, поскольку участие в общественных работах способствует восстановлению трудовой активности человека, придает дополнительный профессиональный опыт и возможности получения постоянной работы на предприятии, где человек работал временно.
Если клиент не имеет существенных проблем в общении, он может участвовать в семинарах в составе общих групп вместе с другими клиентами, в других случаях лицу с инвалидностью должна предоставляться индивидуальная консультация.
Важнейшей особенностью сотрудничества центра занятости и лица с инвалидностью является то, что их взаимодействие не прекращается после трудоустройства клиента, поскольку работники с инвалидностью обычно некоторое время нуждаются в поддержке со стороны государственных органов и общественных организаций, занимающихся людьми с инвалидностью.
После трудоустройства клиента, центр занятости направляет информацию об этом в органы труда и социальной защиты населения, в местные органы исполнительной власти для осуществления тщательного контроля за созданием работодателем соответствующих условий труда и соблюдением им трудовых и социальных прав работников с инвалидностью.
По этим вопросам также должно быть налажено взаимодействие с профсоюзом предприятия, если он есть, отраслевым профсоюзом. Для этого личный консультант по трудоустройству клиента связывается с представителями профсоюзного комитета и информирует их о своем участии в сопровождении клиента, оставляет контакты и объясняет проблемы, которые могут возникнуть и в отношении которых к нему можно и нужно обращаться.
Профсоюз может предоставить клиенту помощь по облегчению адаптации на новом рабочем месте, следить за соблюдением его трудовых и социальных прав и тому подобное. Преимущество профсоюза в том, что он может постоянно наблюдать за ситуацией работника и оперативно решать различные проблемы, которые возникают. Работник центра занятости такой возможности почти лишен - он может отслеживать ситуацию только периодически или в случае прямого обращения к нему. Поэтому важно, чтобы представители профсоюза имели возможность, в случае необходимости, обратиться в центр занятости за помощью в решении проблем, возникающих в отношении трудовой ситуации работника с инвалидностью. Центр занятости может предоставить им квалифицированную юридическую помощь по трудовому законодательству, оказать влияние на работодателя по соблюдению им условий трудоустройства лица и тому подобное. С другой стороны, профсоюз может иметь свои рычаги влияния на работодателя по обеспечению им трудовых прав работника (через коллективный договор и т.п.).
В отношениях с человеком с инвалидностью важно сформировать такую атмосферу доверия и уверенности в получении поддержки, чтобы лицо, в случае необходимости, обратилось в центр занятости за консультацией по вопросам улучшения условий труда, режима труда и отдыха, соблюдения работодателем требований охраны труда, обеспечения других трудовых прав и гарантий, предусмотренных законодательством.
В случае увольнения человека с инвалидностью при любых обстоятельствах, кроме собственного желания или по соглашению сторон, центр занятости (как правило, с выездом определенного специалиста на предприятие), должен выяснить реальные причины расторжения трудового договора. После этого он, в случае необходимости, по письменному заявлению клиента, должен обратиться за защитой его законных прав и интересов в органы социальной защиты или Государственный департамент надзора за соблюдением законодательства о труде, в правоохранительные органы.
Для обеспечения такого механизма, специалисты центра занятости должны осуществлять соответствующий мониторинг через месяц, 3 месяца, 6 месяцев и 12 месяцев со дня трудоустройства лица.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)