Техника собеседования с инвалидами
Для эффективного предоставления услуг клиенту с инвалидностью нужно сначала изучить его ситуацию. Собеседование с клиентом с инвалидностью имеет свои особенности. Они заключаются в большем, чем обычно, объеме информации, которую нужно получить от клиента. Кроме этого, люди с инвалидностью нуждаются в большем внимании, деликатности и большем количестве времени на проведение собеседования.
Этап начала собеседования направляется на установку доверительных отношений, эмоционального контакта с клиентом, формирование диалога. Здесь важно проявить внимание, доброжелательность и эмпатию к клиенту, однако не акцентировать внимание, без надобности, на его инвалидизирующих особенностях. Также важно прояснить цель собеседования - определение проблем при трудоустройстве и разработке мер по их преодолению для обеспечения конечной цели обращения - обеспечение занятости лица.
На этапе развития собеседования происходит изучение ситуации клиента и раскрываются возможности центра занятости, планируются дальнейшие совместные действия по трудоустройству. Важно выяснить все обстоятельства личной ситуации клиента, получить от него информацию о причинах, мешающих трудоустройству и возможные меры по устранению этих препятствий:
- Общие сведения - фамилия, возраст, адрес и т.д.
- Образование.
- Характер и причины инвалидности (врожденная, приобретенная, несчастный случай на производстве и т.д.).
- Профессиональная квалификация, трудовой опыт (в том числе до и после инвалидности). Важно также выяснить, позволяет ли состояние здоровья работать по первоначальной профессии.
- Причины и продолжительность безработицы.
- Рекомендации, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации по профессиональной и трудовой реабилитации лица.
- Профессия (специальность), по которой клиент желает получить работу.
- Ожидания от будущего рабочего места относительно условий труда, уровня заработной платы, режима труда и отдыха, и тому подобное.
- Особенности состояния здоровья клиента, которые мешают ему работать, и возможные пути их преодоления.
- Условия труда, которые являются неподходящими для клиента, и известные клиенту способы их нейтрализации.
- Особые потребности, связанные с состоянием здоровья, в том числе, с преодолением ограниченных возможностей (например, необходимость оборудования помещения пандусами, периодичность и продолжительность перерывов в работе, продолжительность рабочего времени и т.п.).
- Пожелания и ограничения клиента по размещению места работы с точки зрения транспортной доступности.
Для предоставления клиенту эффективных услуг важно собрать как можно больше информации, которая должна быть всесторонней и объективной. Источниками информации о клиенте является:
- интервьюирование клиента, его представителя или сопровождающего лица;
- документы (заключения медико-социальной экспертной комиссии, индивидуальная программа реабилитации, справки, характеристики, записи трудовой книжки и т.п.);
- наблюдения за особенностями поведения клиента, его способами общения;
- запросы о предоставлении информации, касающейся положения клиента, к работникам других учреждений, работающих или ранее работавших с клиентом;
- консультации медико-социальной экспертной комиссии, медицинских учреждений, общественных организаций относительно существующих способов решения ситуаций, подобных клиентской (например, относительно подходящих и неподходящих условий труда, способов адаптации рабочего места, транспортировки к месту работы и т.п.);
- результаты проведения профдиагностического обследования клиента у специалиста по трудоустройству.
Для эффективного дальнейшего подбора работы, во время проведения собеседования с клиентом, специалисту по трудоустройству важно выяснить полную информацию обо всех условиях труда, которые для клиента являются подходящими или неподходящими. Причем сам клиент может этих сведений не знать в полном объеме, особенно если у него нет опыта трудовой деятельности после получения инвалидности, или этот опыт непродолжительный. Медицинские документы, с другой стороны, также могут не содержать всей необходимой информации. Кроме того, некоторые специфические требования клиента к условиям труда могут напрямую не вытекать из его медицинского диагноза и быть связанными с сопутствующими физиологическими или психологическими процессами. Поэтому необходимо кратко, в форме диалогического интервью, рассмотреть с клиентом основные факторы труда, которые могут быть важными для его трудовой деятельности. Если клиент определился относительно направления своей профессиональной деятельности, с целью экономии времени нужно обращать внимание только на те факторы, которые являются для него актуальными и не рассматривать другие (например, большинство офисных профессий не предусматривают физическую нагрузку или неблагоприятные климатические условия и т.п.).
Важно определить, не является ли инвалидность клиента приобретенной в результате трудовой деятельности - несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. В этом случае клиент имеет право получать пенсию по инвалидности и другие выплаты из Фонда социального страхования от несчастных случаев, и необходимо наладить сотрудничество с этим Фондом по вопросам помощи клиенту, направить клиента к нему. Фонд также должен оплатить мероприятия по содействию трудоустройству клиента: обеспечение специальными средствами, восстановление работоспособности, организация рабочего места человека с инвалидностью, профессиональное обучения и тому подобное.
Во время собеседования происходит не только проведение диагностики состояния клиента, но и выработка совместно с ним, плана дальнейших действий по трудоустройству, способов устранения препятствий и тому подобное.
Следует учитывать, что у клиентов с инвалидностью, особенно у тех, инвалидность которых приобретенная, может наблюдаться определенная недооценка сложностей, связанных с их последующей трудовой деятельностью или переоценка собственных возможностей по преодолению этих препятствий. В результате, человек не сможет работать на подобранном ему месте работы, или эта работа будет разрушительной для его здоровья. Итак, желательно чтобы специалист по трудоустройству более тщательно обсудил с клиентом состояние его здоровья, обратился за объективной информацией к медицинским документам, в том числе, предоставленным медико-социальной экспертной комиссией, проанализировал соответствующие справочники об особенностях инвалидизирующих заболеваний, а в случае необходимости - проконсультировался по этим вопросам в медико-социальной экспертной комиссии, медицинских учреждениях.
Ответы клиента относительно его потребностей кратко фиксируются и добавляются к личному делу клиента для дальнейшего использования в работе специалистов центра занятости.
При заполнении сведений о клиенте с инвалидностью следует учитывать, что подходящей для клиента с инвалидностью считается работа, которая учитывает не только его профессиональные навыки, знания, рекомендации медико-социальной экспертной комиссии, но и пожелания.
На этапе завершения собеседования специалист подводит итоги, использует дополнительные аргументы, направленные на активизацию собственных усилий клиента в обеспечении занятости. Совместно с клиентом составляет Социальный контракт по содействию трудоустройству, формирует индивидуальную программу трудоустройства и Рекомендации Государственной службы занятости, сообщает о необходимости систематического общения со специалистом центра занятости, а при следующей встрече - его информирование о выполнении ранее определенных действий. Завершение беседы должно проходить в доброжелательной и оптимистичной атмосфере, что будет способствовать повышению уверенности клиента в собственных силах, достижению положительного результата.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)