- пример из практики
Максим ., 4 г. 3 м. Диагноз - детский аутизм (поставлен в 3 г.7 м.). Психолого-педагогическое обследование по схеме "Интегральной оценки развития ребенка "показало, что у мальчика имеются такие осложнения развития: по психомоторной сфере - нарушение тонической регуляции (неравномерность), динамической и статической равновесия, «схемы тела ».Недостаточность развития общей и мелкой моторики, зрительно-моторной координации, согласованности движений правой / левой частей тела. Слабая способность к подражанию при наличии умеренного спектра двигательных проявлений;
Из-за социально-эмоциональной сферы - отсутствие таких составляющих продуктивной коммуникации как взгляд «глаза в глаза», указательный жест; наблюдается эмоциональное принятие другого человека, наличие простых коммуникативных (невербальных) обращений (для защиты и за помощью) неумение играть, бросание предметов;
в познавательной сфере - использование периферийного зрения; частичная сенсорная дезинтеграция; трудности в обучении предметных действий и речи (недоразвитие речи). Невербальный интеллект значительно опережает вербальный. Сообразительность в пределах наглядно-действенного мышления. Способность к манипулированию с предметами (игра и заинтересованность предметами).
Ресурсы развития: наличие познавательного интереса (особенно на выразительные звуковые и зрительные стимулы), способность к контактности и эмоциональному подражанию. Эти ресурсы стали главными вспомогательными ориентирами при построении индивидуальной программы коррекционного воздействия.
Проработанная специалистами и согласованная с родителями программа коррекционного воздействия на формирование мальчика предусматривала, кроме занятий в Центре, последовательную поддержку главных ориентиров его развитие дома. План охватывал следующие позиции:
1. Работа с телом: упражнения и манипуляции, направленные на гармонизацию тонуса, приемы снятия напряжения, развитие динамического и статического равновесия; обработки глубинной чувствительности (путем крепких объятий, прижимания плечиков ребенка к своим во время кружения в танце и т.п.); формирование целостного ощущения собственного тела (пеленания в одеяло с последующей фиксацией головы, рук, ног по всей длине, упражнения "эмбрион" и т.д.); упражнения на развитие моторного подражания; преобразования стереотипных движений, обыгрывание их. Стереотипные движения мальчика напоминали прокрутки лампочки (полоборота кистями рук с поднятыми пальцами вверх на уровне нижней части лица). Решено было уподобить эти движения танцевальным, вроде сопровождения песенки о ладошки, и каждый раз, как он собирается повторять свои движения или уже делает это - петь эту песенку с соответствующим сопровождением руками. Выполнять упражнения на перераспределение мышечного напряжения (ощущение сопротивления), развитие общей и мелкой моторики: игра в мяч (один взрослый становится за ребенком и поддерживает его руки, другой - напротив) преодоление препятствий; перекрестные чередования движений, объединенных в общий ритм и тому подобное. Развивать широкие синхронные движения обоими руками: рисование кругов, вертикальных, зигзагообразных линий, простых фигур на ватманах, возложенных вертикально и горизонтально. Для мелкой моторики - пальчиковая гимнастика, мозаика, работа с палочками на листе бумаги (преподавание различных плоских фигур), аппликации, приемы лепки, вырезания, плетение, вышивание.
2. Сенсорная интеграция. Упражнения, насыщенные сенсорными стимулами (особое внимание уделить поиску выразительных звуковых и зрительных стимулов). Стимуляция ладоней и стоп разнообразными по ощущениям поверхностями (мягкими, жесткими, колючими, гладкими, теплыми, холодными и т.д.). Упражнения с фонариком в затемненном помещении.
3. Становление основы саморегуляции. Вводить правило в двигательной игре ( "стоп!"); способствовать развитию чувства ритма (выстукивания ритма подражание, как сопровождение различным типам мелодий и т.п.), что является основой способности управлять своими движениями, организовывать их в пространстве и времени- одно из составляющих осознание собственных проявлений. Формировать целенаправленное поведение: учить выполнять несложные (с постепенным усложнением алгоритма) действий, предварительно говорить цель действия, а затем его выполнять; сопровождать комментариями собственные действия и.
Положительные изменения (за год):
В психомоторной сфере – значительные улучшения гармонизации психоэмоционального и мышечного состояния тела, развитое чувство равновесия, положительные сдвиги в ориентации по «схемы тела». Положительные сдвиги в развитии общей и мелкой моторики, способность к разнообразным движений: нести, давить, тянуть, братья, перебрасывать, прыгать (с разбега, с места, в высоту) движения «манипулирования с пространством»: прикосновения, обводки контура; движения схватывания, ловля предметов, передвижения, перекладывание, переноса, вдавливания, намотки, преодоление внешних сил (подъем тяжести, натягивание лука) силовые ударные и метательные движения (на меткость) подражательные и копировальные движения: имитация движений и действий другого человека, воспринятых зрением, срисовывание, изображения предметов жестами; стереотипные проявления практически исчезли;
В социально-эмоциональной сфере - появление выразительного, частого и устойчивого взгляда в глаза, внимание к лицу другого человека, становление умения ориентироваться в выражениях лица (в отличие от текущего поверхностного взгляда) появление указательного жеста, тенденции к двигательному и эмоциональному подражанию; способность привлекаться к простому взаимодействию, формирование чувства ценности контакта; способность обращаться жестами с коммуникативной целью; появление различных способов самовыражения, большого спектра вокализации, наличие отдельных слов, которые постоянно применяет в соответствующих ситуациях. Стал более внимательный к близким и к незнакомым, способность допускать их к своей игре. В целом, мальчик стал более раскованным, активно общался и сотрудничал;
в познавательной сфере - согласованное функционирование слухового и двигательного органов чувств (одновременно слышит и делает, легко воспроизводит движения по словам песен, выполняет двигательные диктанты и т.д.); большой пассивный запас слов, значительное пополнение активного словарного запаса. Приобретенное умение различными способами манипулировать со многими предметами (раскладывает игрушки по цветам; сортирует изображения строит из кубиков дома и башни и т.д.).
Несмотря на значительные положительные изменения в развитии мальчика, определенные его психические функции и образования значительно отставали от возрастной нормы (ориентация в "схеме тела", прыжки на одной ноге и т.д.; определенные социальные навыки: способность учитывать контекст ситуации; в функционировании интеллектуальной сферы: гибкость мышления, способность устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец и т.д.). Это и стало предметом обработки при разработке дальнейшей коррекционно-развивающей программы.
10. Избегайте переутомления ребенка.
Полезные советы на счет возможных нежелательных проявлений характера ребенка.
Что делать, когда ребенок дерется?
Это комментируется как проявление агрессии. А от матери такого ребенка можно услышать: "За что он меня бьет"? Но, по нашему мнению, это не является агрессивным проявлением. Обычно, аутичный ребенок, бьет не проявляя злобы и характерного для ребенка в состоянии агрессии напряжения. Такие действия наблюдаются тогда, когда ребенку плохо, и этим он требует определенных изменений. С другой стороны, он не умеет общаться иначе и не понимает, что делает больно (при этом, собственный порог чувствительности у артистов, как правило, завышен, и поэтому они сами не столь чувствительны к боли, как другие люди).
Что делать матери? Когда ребенок подходит, надо всегда быть в состоянии мобилизации. Взрослый должен будто на шаг опережать ребенка: предусматривать его удар и перехватывать его придерживать, подхватывать его руку и дальше обыгрывать эту ситуацию. Например: поймав руку, которой ребенок замахнулась для удара, занять себя ею (сделать вид, что это он хотела обнять взрослого) прижать к себе и сказать что-то хорошее: «Я тебя люблю, какой ты у меня хороший (хорошая), ласковый ( ласковая) ... »
Или, обвести ребенка его же рукой, как бы связать, а потом раскрутить, оставаясь при этом в веселом настроении, то припевать, рассказывать стихи. Или, поймав его руку, сказать: бить нельзя, а вот гладить можно! И погладить его рукой, похвалить его за это.
На истерические проявления вообще не следует обращать внимание. Лучше сказать, что вам не нравится, когда он так делает. И когда он захочет быть с вами, пусть приходит в другую комнату, где вы будете его ждать, и уйти.
Когда ребенок все бросает и разрушает. Как и в случае с двигательными стереотипами, здесь стоит словесно озвучивать проявления ребенка и опережать его движения. Когда ребенок, очередной раз взял кубика и поднял руку, чтобы его бросить, надо громко и эмоционально выразительно сказать: "Бросай кубик, давай, бросай". Обычно ребенок, делал это автоматически и не менял свои движения, когда ему запрещали, останавливается, перестает это делать, разжимает пальцы и выпускает кубик.
Если ребенок погружен в игры-манипуляции с предметами, надо стремиться предоставить им смысл: преподавание цепей из кубиков - "строим поезд", разбрасывание кусочков бумаги - «устроим салют", тряски руками - "махание крыльями, как птички" и другие.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)