Дети с аутизмом
Аутизм - ЭТО БОЛЕЗНЬ ИЛИ ОБРАЗ ЖИЗНИ?
Аутизм всеохватывающий- он определяет каждое событие, каждое чувство, восприятие, каждую мысль, каждое чувство и каждый аспект существования.
Джим Синклер
Аутизм выделен как самостоятельное нарушение развития почти 70 лет спустя, но на сегодня не хватает серьезной подготовки специалистов ни медицинского, ни психолого-педагогического профиля, которые могли бы на высоком профессиональном уровне заниматься этой проблематикой. Поэтому до сих пор, вопреки мировой практике, находятся специалисты, которые считают аутизм модным нововведением и относят детей, которые демонстрируют необъяснимое поведение, к случаям олигофрении или ранней шизофрении.
Аутизм - это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития мозга и характеризующееся отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а также стереотипностью в поведении и интересах. Все указанные признаки появляются в возрасте до 3 лет.
По мнению ученых, аутизм является едва ли не самым загадочным нарушением развития, при котором человек находится якобы в собственном пространстве, ориентируется на свои иногда никому не понятные информационные сигналы окружающей среды. В отличие от всех других детей с психофизическими нарушениями и без них, аутичный ребенок не идет навстречу другому человеку и не радуется, когда кто-то, ребенок или взрослый, хочет, например, играть вместе с ним.
Это нарушение развития оказывается в раннем возрасте и сопровождает человека всю жизнь. При этом, вовремя начатая эффективная коррекционная работа делает достаточную адаптацию лица с аутизмом в сообщество других людей. Поэтому аутичные нарушения можно воспринимать как особый образ жизни, хотя во многом отличный от того, который должны вести обычные люди.
Факторы, обусловливающие возникновение аутизма.
На сегодня не существует однозначно установленной причины возникновения аутизма. Современные международные диагностические системы (МКБ-10 и DSM-1Y), подчеркивают значимость биологических нарушений и называют вероятными причинами аутизма психодинамические и средовые факторы, органические неврологические-биологические нарушения, биохимическую патологию и генетический фактор. Тому, что касается аутизма- речь идет о многих причинах возникновения (полиетиология) и о возникновении в рамках различных патологий (полинозологию). Необъяснимая природа аутизма, а также большое количество несогласованных между собой симптомов, которые демонстрируют лица с аутичными расстройствами, способствовали появлению многочисленных теорий относительно этого нарушения развития.
Несмотря на то, что аутичные дети производят иногда впечатление вследствие своей отстраненности и странных занятий, каждый из них имеет
большую перспективу развития. И главным условием организации своевременного эффективного влияния на формирование такого ребенка является распознавание этого необычного расстройства именно в раннем возрасте.
Как распознать аутизм?
Некоторые дети, которым позже ставят диагноз "аутизм" появляются на свет с изящным, интеллигентным выражением лица (по выражению одного из первых исследователей аутизма - Л.Каннера, это "лицом принца»). Симптомы аутизма могут начать проявляться от 1, 5 до 3 лет у ребенка, хотя до этого развивался нормально.
ВНИМАНИЕ:
Потеря ребенком определенных навыков или функций, которые он раньше имел, - существенный показатель, который может сигнализировать о органических нарушениях, таких, которые свойственны аутизму.
Часто у детей, имеющих нарушения с аутичным типом, с раннего возраста:
- трудно интерпретировать плач; гуление ограничено или напоминает крики, ребенок может кричать; отсутствует имитация звуков;
- отсутствует комплекс оживления, когда ребенок демонстрирует различные положительные эмоционально-двигательные реакции на появление взрослого (особенно - на голос мамы, ее лицо, прикосновения) или на яркие игрушки, приятные звуки и тому подобное. При этом, как правило, ребенок сначала замирает и сосредоточивается на объекте восприятия, улыбке, звукам, а потом и у него возникает улыбка, вокализация и двигательное оживление. Такие проявления характерны для детей в конце 1- в начале 2 месяцев жизни;
- отсутствует вокализация различными тембрами, различные интонации в гуление, включая интонации вопрос как в "диалогах" (что типично для 6-месячных детей с типичным развитием)
- не формируется характерная для ребенка 8 месяцев способность к повторению слогов ( "ба-ба-ба, ма-ма-ма")
- не проявляются указательные и другие социальные жесты (которыми обычный ребенок овладевает уже в 9-10 месяцев)
- на обращение ребенок может меньше реагировать, чем на другие внешние шумы; не указывает на предмет, который пытается получить, не следует взрослых, не хочет общаться с ними (что характерно для детей в возрасте около года).
Важно знать!
Типичными для аутичных расстройств могут быть проявления, когда ребенок:
• не удерживает продолжительного контакта "глаза в глаза";
• не откликается на имя
• обнаруживает дефицит общего внимания (например, не пытается привлечь словом или жестом внимания других людей к предмету, который заинтересовал его)
• не требует помощи;
• не пытается чем-то поделиться;
• выполняет постоянно однообразные действия;
• не терпит вмешательства в свои занятия другого человека;
• использует другого человека для собственных нужд (лезет по ним вверх, ведет за руку до нужного предмета и т.д.), при этом не оказывает никакого эмоционального контакта.
Выделим следующие характерные показатели аутизма как:
1) неравномерность развития;
2) неадекватность проявлений и
3) стереотипию на разных уровнях.
Из-за неравномерности развития при аутистического спектра расстройств типична такая ситуация: некоторые характерные для раннего возраста проявления у многих детей с аутизмом могут храниться долгие годы (например, брать все в рот, трясти руками, стучать предметом о предмет и т.д.); кроме этого есть определенные функции, которые значительно отстают от возрастной нормы (социальный интеллект, речь, вербальный интеллект, бытовые навыки), но есть и такие, которые соответствуют норме, или даже значительно опережают (например, невербальный интеллект, который проявляется в способности овладевать компьютером и другой техникой, конструировании, музыке, изобразительном искусстве, математике).
К аутичному спектру расстройств относят такие нарушения как ранний аутизм (синдром Каннера), высокофункциональный аутизм (синдром Аспергера), синдром Ретта и детское дезинтегративное расстройство.
Речь идет также о том, что аутизм проявляется в неадекватном взаимодействии со средой. Это касается:
• мира природы - неспособность полноценно входить в пространственное поле; фрагментарное, выборочное реагирования на внешние стимулы;
• культурной сферы - однотипное, обычно неигровое манипулирование игрушками или предметами (ребенок строит из них цепочки, крутит их отдельные части, трясет ими, постоянно подбрасывает их вверх и тому подобное; быстро однообразно листает книги, неспособен к ролевой игры).
• мира людей - неспособность подражать им, понимать их эмоции, намерения, поступки; общаться с ними.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)