Ребенок с нарушениями умственного развития
- кардинально меняется его социальный статус когда он становится школьником, это ведет к изменению всей системы его жизненных отношений;
- если в дошкольном детстве основной деятельностью ребенка была игра, то теперь основным видом деятельности становится познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и обрабатывает определенные объемы информации;
- должен осуществиться переход от наглядно-действенного мышления (которое давало возможность ребенку манипулировать предметами и учиться определять связи между ними) к абстрактно-логическому (сформированность которого даст возможность ребенку устанавливать качественные характеристики предметов и объектов окружающей действительности и определять между ними связи на уровне мыслительных действий и операций);
- под влиянием учебной деятельности у младшего школьника меняется характер функционирования его памяти, формируется основная ее форма - произвольная память.
Познавательная деятельность - деятельность младшего школьника, которая предусматривает поступление информации об окружающей действительности и формирование знания о ней.
Наглядно-действенное мышление - вид мышления, который обеспечивает реализацию ребенком практических действий с реальными предметами.
Абстрактно-логическое мышление - вид мышления, сущность которого определяется усвоением и использованием ребенком понятий.
Произвольная память - качественная характеристика памяти, сущность которой заключается в усвоении и запоминании информации ребенком с помощью волевых усилий.
Младший школьник с нарушением умственного развития учится в специальном общеобразовательном учебно-воспитательном заведении, структура деятельности которого направлена на обеспечение максимального развития всех потенциальных возможностей ребенка. Следует помнить, что посещение такого заведения является необходимой составляющей развития личности ребенка, и в будущем обеспечит ему эффективную социализацию на этапе взрослой жизни.
Какие особенности эмоциональной готовности младшего школьника к учебной деятельности?
Одной из основных особенностей психологического развития ребенка в дошкольном детстве является сформированность на этапе его завершения психологической готовности к школьному обучению, которая определяется еще и как школьная зрелость. Школьная зрелость распределяется на интеллектуальную, эмоциональную и социальную составляющие. Особое значение для младшего школьника имеет эмоциональная зрелость. Именно развитость у ребенка способности подчинять собственное поведение нормам и правилам школьной жизни является залогом дальнейшего становления ребенка в роли школьника, его личностных качеств и свойств. Эмоциональная зрелость предполагает формирование произвольности психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления), эмоций и поведения.
Эмоциональная зрелость - способность ребенка контролировать собственные импульсивные желания и потребности, проявления эмоций у ребенка, навыки подчинять собственные эмоции к нормам и требованиям взрослых; развита способность выполнять недостаточно интересное для него задачи.
Стоит помнить, что в младшем школьном возрасте ребенок сталкивается с проблемами овладения правилами и нормами учебного процесса. Родители должны заботиться о сохранении психологического здоровья и комфорта ребенка, предоставлять ему постоянную поддержку и помогать снимать эмоциональное напряжение, которое возникает в результате овладения учебной деятельностью и усвоения знаний по выполнению правил и норм. Ребенку надо позволять играть и прислушиваться к его потребностям и желаниям, расспрашивать, как он провел свой день, играть с ним на воздухе.
В случае достаточно низкого уровня сформированности эмоциональной зрелости родителям целесообразно обратиться за помощью к психологу, поскольку несформированность эмоциональной зрелости может быть и показателем наличия у ребенка негативных психических состояний (страх, тревога, агрессия, депрессия и др.).
Что надо знать об интеллектуальном развитии младшего школьника?
Интеллект ребенка в младшем школьном возрасте влияет на овладение учебной программой. Особенности интеллекта у детей с нарушениями умственного развития определяются через расстройства таких операций как анализ и синтез. Сущность анализа заключается в развитой способности ребенка к выделению содержательных и структурных характеристик связей между предметами окружающей действительности. Синтез позволяет ребенку выделять связи чтобы объединить в группы по определенным признакам (например добрые поступки значит добрый человек).
Младшему школьнику бывает достаточно сложно установить связи между обучением (урок) и соблюдением дисциплины на уроке, в школе, а они неразрывно соединены. Вследствие недоразвитой способности мышления младшего школьника определять общее между обучением и дисциплиной на уроке, можно наблюдать трудности, особенно на первых этапах вхождения в учебную деятельность.
В то же время, недоразвитость интеллекта не является приговором в том случае, когда ребенок как на этапе раннего детства, так и в дошкольном детстве получал не только минимальную для жизнедеятельности заботу родителей, но и постоянно, именно при активном участии родителей, осваивал знания об окружающей действительности, постоянно общалась со сверстниками. Несмотря на то, что у ребенка констатируются особенности интеллектуального развития его мышление, память, внимание и восприятие активно развиваются. Постоянное воздействие коррекционно направленного обучения, которое рассчитано на существующие ресурсы ребенка, и своевременная психологическая коррекция способствуют расширению возможностей ученика к его активной социализации во взрослой жизни.
Интеллектуальная сфера - умственные способности ребенка, которые способствуют формированию его активной жизненной позиции и обеспечивают его жизнедеятельность в социуме.
Какие особенности учебной деятельности младшего школьника?
Учебная деятельность для младшего школьника является показателем не только развитой способности к обучению, но и как формой адаптации и социализации к окружающей среде. Успешность учебной деятельности школьника зависит от эффективного овладения игровой деятельностью. То есть, должен быть сформирован переход от эмоционального самопроизвольного восприятия межличностных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми к осознанному, произвольного отношения к новой ролевой позиции - школьника.
Стоит помнить, что ребенку с нарушением умственного развития достаточно сложно воспринять учебную деятельность, поскольку это требует от него не только сидеть за партой, слушать учителя, выполнять задания, но и воспринимать выполнение заданий учителя с помощью мыслительных операций.
Также у такого школьника недостаточно устойчивая мотивация и низкий познавательный интерес. В большинстве случаев потребности детей с нарушениями умственного развития касаются удовлетворения непосредственных потребностей, основанные на выполнении непроизвольных желаний и действий (например, на уроке ребенку хочется играть, а не читать). Поэтому, развитие произвольности, который обеспечивает формирование способности ребенка к контролю за собственными импульсивными желаниями и потребностями и их соответствие требованиям взрослых, должно быть основной задачей для родителей. Следует помнить, что организация учебной деятельности ребенка должно быть достаточно ограниченной по
содержанием и регламентироваться во времени и, обязательно, учитывать особенности психологического развития.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)