Подготовка особого ребенка к обучению в школе
Если ребенок не посещал специальное дошкольное учреждение, подготовка к школе полностью возлагается на родителей. Эта подготовка должна происходить по следующим направлениям.
- Развитие мышления.
В этом возрасте дети имеют еще недостаточно полные пространственные представления, что также затрудняет выполнение различных действий, и их координацию. Несформированы и графические навыки.
Первым этапом формирования графических навыков и подготовки руки к письму является анализ образца. Внимательно рассмотрите вместе с ребенком образец, проанализируйте все детали. Целесообразно при этом воспользоваться приемом "рука в руке", когда взрослый берет ручку ребенка в свою и вместе исследуют образец, сопровождая анализ речью. На втором этапе образец воспроизводится фломастером или маркером, проводят толстую линию. Особое внимание уделяйте не только выработке у ребенка двигательного навыка, но и тому, чтобы он постоянно соотносил свою деятельность с образцом.
- Развитие сохранившихся ощущений.
Ребенка со значительными нарушениями зрения стоит научить исследовать предметы с помощью осязания. Научите его ощупывать предметы обеими руками, кистями рук, планомерно обследовать их сверху вниз, слева направо.
Во время осязательного обследования предметов ребенок с нарушенным зрением должно выделять их свойства: величину (большой - маленький, высокий - низкий, широкий - узкий, длинный - короткий), плотность (твердый - мягкий), вес (тяжелый - легкий). Научите ребенка различать материал, из которого изготовлены предметы: дерево, камень, стекло, металл, бумага, ткань, кожа, пластмасса. Можно поиграть в игру "Волшебный мешочек", в который вкладываются предметы, изготовленные из различных материалов, различные по размеру, форме. Ребенок вынимает из мешочка по одному предметы, исследует и называет их свойства. Деревянные предметы откладывает слева, металлические - справа.
Полезна и игра "Что упало?» Ребенок должен узнать по звуку падения, из какого материала сделан предмет.
Важно познакомить детей с таким свойством предметов, как способность плавать. Вместе с ребенком проведите эксперимент: налейте в миску воды, пусть ребенок опускает в нее различные предметы и сам определит, что плавает, а что тонет.
Для ознакомления с окружающим миром важно развивать у ребенка слуховое восприятие, умение слушать, прислушиваться и понимать то, что происходит вокруг него. Предложите ему посидеть молча 2-3 минуты и послушать тишину. Затем пусть он расскажет, какие звуки услышал. Это могут быть чьи-то шаги, открытия дверей в подъезде дома, шум ветра, дождя, шелест листьев за окном и тому подобное.
Полезно поиграть в игру "Что я делаю? " Взрослый становится за спиной ребенка и осуществляет различные шумовые действия режет бумагу и сминает ее, переливает воду, подметает пол веником, открывает двери в другую комнату, холодильника, выдвигает ящички и др. Ребенок должен сказать, что делает взрослый.
Помогите ребенку пользоваться всеми сохраненными ощущениями - осязательными, звуковыми, температурными, вкусовыми!
- Формирование представлений.
Шестилетний ребенок с пониженным зрением должен знать как можно больше понятий, в частности: овощи, фрукты, мебель, одежда, животные (домашние, дикие), растения (цветы, деревья, кусты), птицы и т.д., уметь обобщать и сравнивать. Если невозможно познакомить ребенка с каким-то предметом из- за его размера или удаленности, воспользуйтесь игрушками. Например игрушечные машинки могут познакомить детей с различными видами транспорта; мягкие игрушки животных - с домашними и дикими животными. При этом обязательно обращайте внимание на реальные размеры обследуемых объектов.
Обязательно учите детей с нарушениями зрения сравнивать различные предметы между собой по их качествам, особенностями, поочередно обследуя их. Поставьте перед ребенком 2 предмета. После того, как он их исследует, предложите рассказать, чем они похожи и чем отличаются. Важно не просто спрашивать ребенка, а вместе с ним осуществлять сравнения. Постепенно с вашей помощью ребенок научится находить различия в предметах, начиная от их назначения и заканчивая мелкими деталями.
Сравнение предметов по разным признакам эффективно способствует развитию мышления, речи, зрительного и осязательного восприятия, помогает более полно ознакомиться с окружающей средой!
Однако, учитывайте желание и настроение ребенка. Попробуйте заинтересовать их собственной заинтересованностью в изучении различных предметов, превратите занятия в соревнование: кто назовет больше признаков предметов - мама или ребенок, мама с сыном (дочерью) или папа?
Познакомьте ребенка с геометрическими формами: кубом (кубик), шаром (мячик), цилиндром (столбик), призмой (крыша), параллелепипед (кирпич). Это будет способствовать развитию пространственных представлений, сложных для слабовидящих детей. Можно воспользоваться "Волшебным мешочком": вынимая из него предметы различных геометрических форм, ребенок называет их и определяет существенный признак - форму. Если ребенок еще не готов к самостоятельной работе, поставьте перед ним, например, цилиндр и предложите найти в мешочке такой же, или скажите: "Найди цилиндр (куб, шар и т.д.)".
Полезными для формирования у детей с нарушениями зрения предметных представлений и обогащения словаря будут специальные упражнения с предметными рисунками:
- определить, что изображено на рисунке (или кто изображен)
- разложить картинки на группы, например, живые предметы и неодушевленные;
- игры с серией рисунков, на которых изображены живые предметы: "Кто живет? "; "Кто чем питается?»; "Кто какие звуки издает? "; "Кто что умеет делать? "
- Развитие связной устной речи и навыков общения.
Из-за недостатка полноценного восприятия окружающей среды, во время уточнения и обогащения словарного запаса ребенка должное внимание уделите
правильному пониманию им значений слов, соотнесенности слов с предметами, которые они обозначают, углублению представлений и реальных знаний детей об окружающем мире.
Для предотвращения характерных для детей с нарушенным зрением аграмматизмов и развития грамматического ствола речи целесообразно тренировать их в понимании связей слов в словосочетаниях и предложениях различных конструкций.
Целесообразно побудить ребенка к самостоятельным высказываниям - рассказам и описаниям, элементарных соображений (например, "Почему ты так думаешь? "),
При этом обращайте их внимание на интонационную окраску предложений, подбор слов, которые наиболее точно передают сущность повествования, на логичность и последовательность изложения. Создавайте разные ситуации, которые будут стимулировать самостоятельные высказывания детей.
Больше внимания обращайте на развитие общения, ведь ваш ребенок придет в школьный коллектив и будет общаться с одноклассниками, педагогами, работниками школы. Кроме того, общение способствует развитию познавательных процессов, становлению эмоционально-волевой сферы личности.
Формированию навыков общения помогают сюжетно-ролевые игры, драматизации любимых сказок. Если ребенок не посещает дошкольное учреждение обязательно организуйте его общение со сверстниками и другими взрослыми дома, в гостях у знакомых, на прогулках.
- Овладение чтением, письмом и счетом.
Прежде всего, следует научить ребенка ориентироваться на листе бумаги: находить верхние и нижние, а затем левый и правый бок листа; правый верхний, левый верхний, правый нижний, левый нижний углы, а также середину (центр) листа.
В этом помогут такие занятия и игры: попросите ребенка положить кубик в определенный угол листа или его центр. Для этого воспользуйтесь шахматной доской, в углах которой поставьте различные фигуры (игра "Где какая фигура живет"). Фигуры можно менять местами и "ходить" ими друг к другу в гости. Не бойтесь фантазировать и импровизировать!
Во время игры «Что где стояло?» На листе бумаги или на доске разложите от 2 до 5 предметов (или игрушек). После того, как ребенок их исследует и назовет одним словом, уберите один предмет (или поменяйте их местами). Ребенок должен определить, какого предмета не хватает и где он стоял, или предметы поменяли местами.
Чтобы освоение письма в школе было успешным, необходимо специально подготовить к этому руку ребенка. Для развития мелких движений пальцев рук воспользуйтесь мозаикой. Сначала научите ребенка выкладывать мозаику, а затем попробуйте перейти к простым орнаментам.
Развитию движений пальцев и их чувствительности способствуют нанизывание бусинок, расфасовка гороха и фасоли (игры «Помоги бабушке", "Работа Золушки"). Эти задачи будут выполняться успешно, если ребенок будет знать, что выполняет действительно нужную для бабушки или мамы работу.
Ежедневно упражняйте мышцы пальцев и рук ребенка (3-5 минут). Эти упражнения следует начинать с массажа кисти руки: сделайте поглаживание, разминание, похлопывание, растирание мышц, чтобы ребенок почувствовал тепло в ладонях; выполняйте "пальчиковые игры".
Как научить ребенка счету?
Сначала ребенок должен овладеть понятия "один" и "много" (на реальных предметах). После этого учите считать предметы. Например, "Один кубик и еще один кубик - два кубика. Сколько раз? Два кубика. Еще положим один кубик. Получается: один, два, три кубика. Сколько раз? Три кубика ".
И таким образом до 10. Но делайте это постепенно, от одного числа к следующему. Если ребенок справляется с этой задачей, предлагайте следующие:
- Сколько здесь пуговиц? (Во время счета ребенок отодвигает по одной пуговице или прикасается к ним).
- Дай мне (назовите количество) конфет (или палочек, кубиков, яблок, камней и т.д.).
- Сколько здесь яблок? А теперь я положу еще одно. Сколько стало? Посчитай.
После того, как ребенок научится считать до 10, попробуйте решать задачи сначала на добавление, а затем на вычитание (также на реальных предметах).
Если вы почувствовали, что ребенок устал, начал отвлекаться, сделайте перерыв или закончите на сегодня занятия. Важно также уметь почувствовать, в какой именно помощи нуждается ребенок в каждом конкретном случае, ведь передозировка помощи, как и ее отсутствие в нужный момент, могут навредить.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)