- Ребенок до 1 года
В первые месяцы жизни поведение слабовидящих ребенка будет таким же, как у зрячего. Важно, больше времени уделять близкому контакту с ребенком: чаще держать его на руках, лицом к себе. Это даст ребенку возможность лучше рассмотреть лицо мамы.
Особенно важным в первые месяцы жизни ребенка с нарушением зрения является раздражение корковых центров мозга. Для этого на бутылочку для воды наденьте полосатый черно-белый чехол; на стенку повесьте черно-белый коврик (в полосочку или клеточку), используйте черно-белое сочетание цветов в своем наряде.
Одевайтесь в вещи ярких цветов, которые должны контрастировать с окружением. Над кроваткой младенца подвесьте контрастные игрушки, чтобы их привлекательный вид поощрял ребенка смотреть на них.
В 4 месяца ребенок охотно играет своими ручками, осматривает их и пытается поднести к лицу. Чтобы он задерживал взгляд на своих ручках, наденьте на него рубашечку или свитер с контрастными цветными рукавчиками. На любую распашонку можно одеть разноцветные нарукавники или манжетки, например, из цветных носков. Подвешивайте на ленте, натянутой между перилами кроватки, такие игрушки: погремушки, плюшевые талисманы, «пищалки», игрушки, которые можно грызть. Можно воспользоваться специальной вешалкой с прищепками для легких объектов.
Действенное средство - подвесить в поле зрения ребенка цветные воздушные шарики. Даже легкое дыхание воздуха сдвигает их, что побуждает перевод взгляда с одной на другую. Именно это и нужно! Подвешенные игрушки не должны находиться слишком близко или слишком далеко от ребенка. Желательно сначала располагать их на расстоянии около 20 см, а позже - 30 см. Игрушки для слабовидящего младенца нужно покупать шарики ярких, контрастных цветов. Они должны быть безопасными, прочными, нетоксичными.
Цветная игрушка будет более привлекательной, если будет выдавать приятный звук. Подбирая звуковые игрушки, обратите внимание, чтобы звуки были разными, например, звук тихих колокольчиков и тому подобное; имели различную фактуру (поверхность) - гладкие, шероховатые, скользкие, твердые, мягкие, пушистые, теплые, холодные. Попробуйте сами обшить кубики материалами различной фактуры, сшейте одеяло из разных лоскутков материала (ворсистой фланели, гладкого ситца, скользкой подкладочный ткани).
В 5-6 месяцев ребенок уже протягивает ручки к предмету, который ему показывают, улыбается своему отражению в зеркале, присматривается к лицу мамы, папы или бабушки и умеет считывать с него выражение удовольствия или недовольства его действиями. У слабовидящих детей зрение на расстоянии может быть нарушено, поэтому предметы и игрушки не следует располагать на далеко от них.
Кроме игрушек, ребенок должен иметь возможность видеть мебель и различные предметы ближайшего окружения (шкаф, стол, полочки, ковер, цветы, лампу и др.). Важно научить ребенка осматривать вещи из окружения с разных позиций и уровней. Это обеспечит формирование правильных образов предметов окружающей действительности.
Слабовидящих младенцев нужно чаще брать на руки, прикладывать к себе, позволять ручками касаться своего лица, на котором отображается настроение мамы (покой, радость, грусть). В этих ситуациях важен словесный контакт. Проговаривания к ребенку ласковых слов, рассказ о том, что он делает (например, "Надеваю распашонку, завиваю пеленку" и т.д.), тоже очень важное средство тренировки перевода взгляда в направлении источника звука.
В 7 месяцев ребенок, нормально развивается и видит, вертит игрушку в ручках, ищет предмет, который упал, стремится к зрительному контакту со взрослым. Слабовидящий ребенок без помощи взрослых может иметь трудности с тренировкой этими умений. Поэтому и в дальнейшем создавайте ситуации, в которых бы осуществлялся развитие его зрительных функций.
Чаще меняйте объекты, которые находятся в поле его зрения. Каждую новую вещь, которую показываете ребенку, обязательно называйте. Привлекательность игрушки усилится, если она будет звучать (мячики с колокольчиками, куклы, которые произносят слова, мишки). Все эти игрушки должны быть не только в поле зрения, но и в радиусе достижения руки. Это будет способствовать формированию координации "глаз - рука".
Зрячий 7-месячный ребенок следит зрением за упавшим предметом и ищет этот предмет. Чтобы слабовидящий ребенок смог сам найти игрушку, поверхность коврика, одеяла, простыни, на которые падают игрушки, должно быть контрастного цвета (например, белого - для ярких игрушек). Чтобы он этот предмет увидел, возьмите его на руки и вместе с ним поищите.
8 месяц жизни ребенка - это период совершенствования умений, которые появились раньше. Ребенок с возрастающим вниманием начинает осматривать не только окружающие предметы, но и людей, которые занимаются определенной деятельностью. Поэтому не следует его изолировать, а предоставлять возможности наблюдать (если это не вредит ребенку) за вашей домашней работой. Это дает ему чувство близости, безопасности и создает возможность для получения новых впечатлений через все сохраненные ощущения. Мама, которая возится на кухне, заставляет глаза ребенка смотреть, следить, переводить взгляд с места на место. Если мама, комментируя свои действия, находится в поле зрения ребенка, то его голос "направляет" ребенка на то, что мама хочет сделать, и заставляет его смотреть.
На кухне ребенок открывает мир новых звуков: шум воды из крана, свисток чайника, звук резки овощей, мытье посуды. Работая на кухне, старайтесь поворачиваться лицом к ребенку. Расскажите о том, что происходит вокруг нее, стимулируйте работу всех органов чувств. Аналогично ведите себя, когда стираете в ванной комнате, убираете квартиру или делаете что-то другое.
Прогулки. Много возможностей для стимуляции зрительных функций ребенка оказывают прогулки. Во время прогулок полезно класть малыша в коляске на живот. Это имеет значение не только для укрепления мышц, но и для того, чтобы он мог смотреть и наблюдать, как меняется окружающая среда вокруг него. В положении на животе ребенок вынужден сам смотреть на окружающий мир.
К концу первого года жизни каждый раз ребенок должен больше интересоваться маленькими предметами. Эта заинтересованность проявляется во время исполнения различной деятельности. Это могут быть, например, точечки на мячике, глаза куклы или мишки, колес или фар автомобиля, пуговицы рубашки и тому подобное. Это могут быть также глаза, нос, брови папы и мамы.
В 10 месяцев ребенок учится захватывать вытянутым большим и указательным пальцами мелкие предметы. Со временем это умение совершенствуется и около 11 месяцев ребенок овладевает хватанием большим и указательным пальцами. Ребенок в год бросает маленькие предметы (пуговицы, бусинки, фасоль и т.д.) в сосуде с маленьким отверстием (например, к бутылке диаметром около 2-3 см).
Тренировать эти умения можно не только в процессе игры. Когда во время кормления раскрошится печенье, позвольте ребенку собрать крошки. Выкладывайте пирожные, ломти хлеба не на белую, а на темную тарелку или салфетку (если печенье светлое). Контрастный фон тарелки или салфетки поможет ребенку увидеть крошки.
Вбрасывать бусинки в прозрачные бутылки для слабовидящего ребенка очень сложно. Сначала дайте ребенку сосуд большего диаметра, например, около 8-10 см. Желательно, чтобы внутренняя и внешняя стенки сосуда были разного цвета. Так ребенку легче будет увидеть отверстие, через которое нужно бросать мелкие предметы.
11-месячный ребенок находит также скрытый у него на глазах предмет. Вы в присутствии ребенка бросаете в коробку кубик и спрашивает: «Где мой кубик?» Ребенок должен найти скрытый предмет. Если при этом возникнут проблемы, попробуйте изменить (увеличить или уменьшить) освещения поверхности, рассматривается или измените предметы, которыми играете на более контрастные.
Чтобы ребенок овладел умениями, соответствующие первому году жизни, вам понадобятся: кубики разной фактуры и размера, емкости для вложения друг в друга (формочки, матрешки, пирамидки) ящики с крышками; коробочки с сюрпризом (в которых, например, нажатие кнопки приводит к звучание голосов различных зверюшек) картонные книги с выразительными цветными рисунками; столик-кресло, на котором располагают различные элементы для манипулирования. Пригодятся также предметы повседневного обихода (чашки, миски, ложки).
Будьте особенно внимательными в период, когда ребенок начал интересоваться мелкими предметами. Позаботьтесь, чтобы в зоне его
досягаемости не было потенциально опасных вещей.
В 12 месяцев ребенок реагирует на простые поручения. Услышав: «Дай кубик!" - Подает кубик в руку. Пытается использовать предметы в соответствии с их назначением, например, расчесывает волосы расческой. Слабовидящему ребенку покажите, как играть с разными игрушками, предметами. Сначала сделайте это сами в поле зрения ребенка, без применения его. Ребенок наблюдать за вашей деятельностью, а через некоторое время сама захочет это сделать.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)