Знакомство особого ребенка с разнообразием мира
В младшем дошкольном возрасте ребенок уже должен различать основные цвета, знать их название. Ознакомление ребенка с этим признаком происходит на специальных занятиях.
Для занятий взрослый вырезает из цветной бумаги (синего, желтого, зеленого, красного) одинаковые по размеру и форме фигуры (кружочки или треугольники) и большие по размеру разноцветные квадраты. Малышу предлагают разложить фигуры на соответствующие по цвету квадраты. Начинает работу взрослый, он преподносит фигуры к квадратам и словами, жестами и выражением лица демонстрирует, какие фигуры подходят по цвету, а какие нет.
На каждом следующем занятии форму фигур и их количество (от 12 на первом занятии до 16-20 на последующих) нужно менять, но их величина и форма должны быть одинаковыми. Это необходимо для того, чтобы внимание ребенка было сосредоточено именно на той отличном признаке предметов, который он учится выделять.
Показывая ребенку цветную фигуру, надо стимулировать его находить соответствующий цвет на одежде, на предметах в комнате. Подобные занятия можно проводить с разноцветными флажками, карандашами, фишками и тому подобное.
Ознакомление ребенка с нарушением слуха форме предметов происходит по той же схеме.
На этих занятиях желательно использовать и специальные игры, например, игру «Почтовый ящик», которая предусматривает работу ребенка с фигурами различной геометрической формы.
Очень много интересных игр можно придумать с плоскими геометрическими фигурами, которые вкладываются в соответствующие вырезы на панели. Эти игры очень полезны для формирования представлений ребенка о форме предметов.
Содержание простого задачи - заполнение нескольких различных по форме углублений в доске соответствующими фигурками. Для этой задачи можно использовать доску с несколькими углублениями (или картонную панель с нарисованными цветными фигурами) и набор фигурок такой же формы.
Сначала демонстрируется доска, которая заполнена фигурками, после чего фигурки высыпаются на стол, ребенку предлагают самостоятельно заполнить доску фигурками. В процессе выполнения задания взрослый помогает ребенку сравнивать фигуры по форме углубления, или заполнять одно или два углубления, обращая внимание ребенка на сходство углубление и фигурки.
Усложнить задачу можно, разделив каждую фигурку на две части, таким образом, чтобы заполнить углубление ребенку нужно проанализировать его форму, все фигурки, найти одинаковые, правильно совместить их и вложить в соответствующее углубление.
Ознакомление ребенка с таким признаком объектов как величина надо начинать с одинаковых по форме и цвету предметов, которые значительно отличаются по своим параметрам.
Для первого занятия желательно подготовить специальные карточки (большие и маленькие) и вырезанные из картона, одинаковые по форме и цвету, силуэты предметов, отчетливо отличаются по величине (например, воздушные шарики, яблоки, цветы).
Малышу предлагают разложить предметы на соответствующие карты (маленькие предметы на маленькую карточку (3-4 изображения), а большие (3-4 изображения) - на большую. Начинать работу должен взрослый. Он демонстрирует ребенку различие между предметами, накладывая маленькое изображение на большое, а потом выкладывает их на соответствующие карты. Далее предлагает ребенку самостоятельно определить величину предметов и разложить их на соответствующие карты.
Для того, чтобы эта деятельность была интересной для малыша, на каждом следующем занятии следует предлагать для сравнения новые предметы, постепенно стимулировать к исключительно зрительному сравнению предметов и определения их места на большой или маленькой карточках, без предварительной примерки.
На занятиях можно использовать различные лото, где малышу нужно определить величину предметов, использовать для сравнения предметы быта (большие и маленькие ложки, тарелки, кастрюли и т.д.), игрушки (маленькие и большие куклы, машинки, игрушечные животные и т.д.).
Для развития мышления ребенка с нарушением слуха очень полезны задания на составление из отдельных частей реальных предметов или разрезанных на части рисунков с их изображением.
Для этой работы нужно подобрать объемные разборные игрушки, плоские изображения отдельных предметов (одежды, игрушек, посуды, транспорта, животных и т.п.).
Для первых занятий целесообразно использовать лото с изображениями знакомых детям животных (корова, собака, лиса, кошка и т.д.). Изображения животных нужно разрезать на 2 (впоследствии на 4-6 частей).Малышу показывают отдельные части, которые произвольно разложены на столе, и предлагают сначала отгадать предмет изображен на рисунке, а затем сложить его из частей.
Желательно для этой работы иметь несколько подобных по сложности задач, чтобы стимулировать работу мышления ребенка и поддерживать его интерес к этой деятельности. Постепенно задачи нужно усложнять.
Например, предложить ребенку составить изображение двух животных из рисунков, которые разделены на 12 частей (изображение каждого предмета разделена на 6 квадратов). Сначала ребенок должен выяснить, каких животных можно составить из этих частей, а затем соединить части в целое изображение, предварительно или в процессе работы определяя, к которому рисунка относится тот или иной фрагмент.
При выполнении более сложного варианта этой задачи, ребенку выдают с 6 необходимых только 4 или 5 части изображения и предлагают определить, какое животное можно из них составить и каких частей не хватает.
На другом занятии ребенок, кроме частей определенного объекта, получает дополнительные карты с отдельными фрагментами другого предмета (1-2-3 фрагмента). Таким образом, для правильного выполнения задания ребенку необходимо не только составить целое изображение, но и определить и отложить (в начале или в процессе работы) лишние карточки.
Изображения предметов на рисунках нужно делить на части по-разному: на разное количество фрагментов, на одинаковые и разные по размеру, делить изображение прямыми и волнистыми линиям и тому подобное.
Для формирования умений составлять предметы из отдельных частей можно использовать и детский конструктор.
Так, например, ребенку предлагают построить домик из кубиков и треугольных призм по расчерченным образцу. Для того, чтобы выполнить эту задачу, необходимо представить, из каких частей состоит дом и как отдельные части в нем сочетаются. Малыш строит сооружение на основе поэлементного соотнесения частей с образцом.
На следующих занятиях ребенку предлагают составить домик, опираясь на частично расчерченный образец, а затем и на образец, который воспроизводит только контур здания.
Разнообразить и усложнить работу можно за счет: использования разноцветных кубиков (выполняя подобные задачи, ребенок должен учитывать не только форму здания в целом, но и соотношение его частей по цвету) использование изображений геометрических фигур, которые наклеиваются на кубики (ребенок, действуя по соответствующему образцу, воспроизводит их расположение при составлении домика).
В процессе обучения полезно использовать задания на составление нескольких объектов из отдельных частей.
Так, например, сложение двух - трех одинаковых предметов различной величины. Для этой задачи нужно подготовить несколько парных, вырезанных по контуру и разрезанных на части изображений знакомых детям предметов, например, игрушек (кукла, мишка, петушок). Изображения предметов в каждой паре должны быть разной величины.
Сначала такая работа проводится с помощью образцов, где обозначены места сочетания частей предметов, на следующем занятии с помощью частично расчерченных образцов, а потом - не расчерченного образца. Для правильного выполнения этой задачи ребенку нужно определить, к какому
предмету подходит каждая часть и как соотносятся эти части в каждом предмете.
Выполняя эти задачи, ребенок учится выделять отдельные признаки предмета сначала в практическом действии, а затем мысленно, когда пытается предсказать и воспроизвести целое из частей.
Понимание относительности величины предметов нужно формировать на специальных занятиях, которые предусматривают упорядочивание предметов по пространственным признакам - длины, ширины, высоты и толщины.
Например, учить ребенка выставлять матрешек в ряд по росту, раскладывать в ряд кольца от пирамиды по ширине, раскладывать карандаши по длине и толщине и тому подобное. Количество объектов имеет меняться. На первых занятиях ребенок выполняет задачи по 2-5 предметам, а когда он научится оперировать числами в пределах 10 следует увеличить и количество объектов для сравнения.
Сначала ребенок может подражать действиям взрослого и опираться на наглядный образец (упорядоченный ряд предметов), на следующих занятиях - действовать только по образцу, а в дальнейшем самостоятельно продолжать приводить ряд предметов в соответствие, ориентируясь на указания взрослого или фрагментарный образец (начало ряда предметов).
С ребенком нужно проводить специальные дидактические игры, во время которых он сможет научиться группировать предметы по родовым признакам. Для этого можно использовать наборы карточек с изображениями различных предметов. Например, карточки с изображением мебели (шкаф, стол, стул, кровать, диван), посуды (тарелка, ложка, нож, чашка и т.д.), одежды (юбка, платье, брюки, рубашка, куртка и т.д.).
На первых занятиях можно выкладывать наглядные образцы для группировки предметов (по одной карточке из каждой группы предметов. Например, платье - шкаф). На втором занятии малыш может группировать другие предметы, например, посуду и одежду. Для того, чтобы поддерживать интерес к этому виду деятельности следует дополнять наборы новыми рисунками и на каждом занятии обобщать новые группы предметов (транспорт, игрушки, овощи, фрукты, инструменты и т.п.). Если ребенок уже научился читать, целесообразно впоследствии заменить наглядные образцы (карточки - рисунки) карточками с изображениями предметов (овощи, фрукты и т.д.). Работу с группой предметов по родовым признакам уместно проводить и с реальными предметами, которые ребенок видит каждый день в своем доме.
Полезными для развития мышления детей с нарушением слуха является и задачи на группировки предметов по функциональным признакам. Для этого взрослый готовит наборы карточек с изображениями предметов, функционально связанных друг с другом (по 8 пар карточек на одно занятие).
Например, кисточка - краски, молоток - гвозди, игла - нити, щетка - сапоги, портфель - книга, удочка - рыба, бабочка - сачок, ключ - замок.
В начале занятия взрослый выкладывает перед ребенком в ряд по одной карточке из каждой пары, оставшиеся, предлагает положить так, чтобы образовались пары предметов и демонстрирует способ решения задачи (создает первую пару), объясняет словами и жестами свои действия. Если ребенку трудно сориентироваться в большом количестве изображений, взрослый дает ребенку по одной карточке для группировки.
После сопряжения необходимо, чтобы ребенок объяснил (словами, жестами) принцип, по которому он соединил предметы. Подобную работу полезно проводить с реальными предметами, окружающими ребенка в быту.
Выполнение таких задач с группой предметов помогает ребенку лучше запомнить, какие предметы в какую группу объединяются, что является основой для усвоения соответствующих слов и понятий.
Все перечисленные направления и виды работы помогут родителям в организации и проведении обучения по развитию мышления их ребенка с нарушением слуха.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)