Развитие мышления слабослышащих детей
Даже если родители не имеют своей целью научить ребенка выделять предметы, их разнообразные свойства и отношения, он учится этому косвенно, ведь он слышит слова, их обозначающие и получает подтверждение через конкретные образцы.
Для детей с нарушениями слуха крайне необходима помощь взрослых в познании окружающего мира. Без такой помощи мышления ребенка развивается очень медленно и неравномерно, а полученные знания имеют фрагментарный, неточный, ситуативный характер.
Родители должны знать, что уже в раннем детстве при правильной организации занятий и при повседневной, кропотливой работе показатели развития ребенка с нарушениями слуха в значительной мере могут отвечать «эталонным» показателям развития ребенка с нормальным слухом.
Как сделать занятия по развитию мышления полезными и интересными для малыша?
Родители должны помнить, что умственная деятельность - это решение определенной задачи. Процесс мышления начинается тогда, когда у человека возникает проблема и потребность решить его, или найти ответ на тот или иной вопрос.
У ребенка невозможно стимулировать активную работу мышления тем, что просто рекомендовать ему подумать. Необходимо, чтобы ребенок пережил проблемную ситуацию, то есть, чтобы он возник вопрос и потребность найти на него ответ.
Чувство недоумения возникает у ребенка, когда он встречается с чем-то неожиданным, что не соответствует его предыдущем опыту, когда возникают препятствия для осуществления обычной действия. Развивать чувство удивления у ребенка с нарушением слуха необходимо путем создания специальных проблемных ситуаций во время игры, на занятиях, в быту.
Так, например, когда малыш составляет привычными действиями знакомую игрушку (пирамидку), взрослый незаметно может добавить еще одно кольцо меньшего диаметра, или заменить маленькое кольцо на большое.
Переживание проблемной ситуации возникает у ребенка и тогда, когда ему предлагают (и одновременно он сам стремится) выполнить какое-то привлекательное, интересное задание, но в нем есть незнакомые условия, превращающие его в задачу. Так, на каждом занятии необходимо, к уже знакомым ребенку предметам или рисункам, вводить новые, с которыми он будет повторно выполнять то или иное задание. На занятиях по конструированию желательно каждый раз создавать новые здания, меняя форму крыши или количество этажей, добавляя к набору кубики другого цвета и т.
В ситуации решения проблемных задач у ребенка быстрее формируются речевые навыки общения, усваиваются новые слова, которые необходимы для выполнения интересной и желанной для нее деятельности.
С чего же нужно начинать обучение малыша с нарушением слуха? Первоочередная задача родителей ребенка с нарушением слуха - научить его подражать действиям взрослого, приучить к совместной деятельности.
Так, например, взрослый выкладывает перед ребенком изображения знакомых животных (собака, кошка, мишка, заяц) и предлагает из оставшихся карт, произвольно разложены на столе, выбрать идентичное изображение к первому или второму рисунка. На первых занятиях ребенок может действовать по образцу, который демонстрирует взрослый, сочетая идентичные изображения, а вот дальше нужно стимулировать его к самостоятельному выполнению задания.
Проводя занятия по такой схеме, необходимо заботиться о том, чтобы карточки с изображениями предметов постоянно менялись, что поможет поддерживать интерес ребенка к этой деятельности.
Уже проработанные на занятии рисунки можно использовать для идентификации реальных предметов с их изображениями.
Так, например, можно предложить малышу, путешествуя с ним по квартире, раскладывать картинки с изображением стола, стульчика, шкафы, кресла и т.д. на соответствующие мебель, или рисунки с изображением посуды (тарелка, ложка, чашка и т.д.) соотносить с реальными предметами.
Усложнить задачу на идентификацию предметов можно используя игры-лото, или самостоятельно приготовив парные карточки с изображениями предметов, имеющие как общие, так и отличительные признаки.
Так, для проведения игры «Найди пару» нужно приготовить парные картинки с изображением обуви (по два рисунка: на одном изображен левый башмачок, а на втором - правый), которые несколько отличаются по форме (сапожки, туфли, ботинки) и по цвету (красные, черные, белые, коричневые и т.д.).
Перед ребенком выкладывают по одному изображению из каждой пары предметов (например, правые сапожки) и предлагают найти среди других рисунков, которые произвольно разложены на столе, пару для каждого туфельки.
Для второго занятия, которое проводится по такой же схеме, можно подготовить парные картинки с изображением носков, перчаток (левая, правая), которые должны несколько отличаться по форме и цвету.
На другом занятии можно использовать парные картинки с изображением животных (например, корова стоит посреди луга - корова пьет воду из реки; кошка спит - кошка играет с мячом; собака сидит - собака бежит и т.п.). Малыш должен определить, назвать животное и создать соответствующие пары рисунков. В то же время, следует учить детей отождествлять изображения предметов в книгах и различных лото.
Очень полезным для развития мышления является использование на занятиях игры «Волшебный мешочек», в процессе которой малыш учится воспринимать предметы не только зрением, но и прикосновением. Для этой игры нужно иметь наборы различных объемных, маленьких игрушек - животных (например, собачка, котик, белочка, петушок, зайчик и т.д.), и соответствующие изображения на рисунках.
Игра должна проводиться в два этапа. На первом этапе малышу предлагают положить к изображениям животных соответствующие игрушки. После окончания идентификации игрушки составляют в сумку, а потом взрослый берет рисунок с изображением животного и просит малыша найти такую же в мешочке. Малыш должен нащупать в мешочке соответствующую игрушку, вытянуть его и сравнить с рисунком. Целесообразно побудить ребенка называть игрушку, которую он нашел в мешочке или воспроизводить звуки, которыми ребенок обозначает тех или иных животных (например, собачка - ав-ав, котик - мяу-мяу и т.д.).
Если ребенок сделал ошибку, игрушка снова опускается в мешочек и игра продолжается.
Обучение ребенка с нарушением слуха в семье предусматривает специальную работу по формированию умений выделять в предметах основные признаки: форму, величину, цвет, определять функциональность и их назначения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)