Особенности речевого аппарата детей с проблемами в области слуха
Чтобы научить ребенка произносить правильно, уточнить или исправить произношение, необходимо:
• научить малыша подражать движениям речевых органов,
• научить ребенка хорошо владеть органами артикуляции,
• развить мышцы речевого аппарата.
Для этого сначала выполняют упражнения с подражания различных движений губ, языка, нижней челюсти, то есть органов артикуляции, движения которых можно увидеть.
Такие упражнения выполняют перед большим зеркалом, чтобы ребенок имел возможность наблюдать за движениями взрослого и своими и сравнивать их. Приведем примеры таких упражнений:
• поочередно закрывать и открывать рот,
• высунуть, а потом спрятать язык
• вытянуть губы вперед трубочкой,
• растянуть губы в улыбке,
• двигать языком вверх-вниз, вправо-влево,
• делать язык широким,
• делать язык узким,
• касаться языком верхней, а затем нижней губы,
• водить языком по верхним и нижним зубам,
• изменять расстояние между зубами,
• облизать верхнюю, а затем нижнюю губу,
• упирать кончик языка в верхние и нижние резцы,
• легко прикусить нижнюю, а затем верхнюю губу.
Звуки, слоги, слова.
Когда ребенок научится подражать взрослому, управлять собственным голосом, правильно дышать, овладеет основные движения, можно переходить к работе над произношением конкретных звуков. Правильная постановка звука невозможна без профессиональной подготовки! Чтобы не навредить, не пытайтесь делать это самостоятельно! Последовательность звуков, над произношением которых работаем, определяет специалист.
В свою очередь, закрепить правильное произношение звуков очень трудно без участия родителей. Чтобы приучить ребенка произносить звуки правильно, необходимо выполнять упражнения на произнесение звука:
• изолированно, • в разных составах, • в словах, в которых звук находится в начале, в конце, в середине, "по соседству" с различными гласными и согласными, • в словосочетаниях, • в предложениях, • в коротких стихотворениях.
Не менее важно следить за произношением во время повседневного общения, исправлять ошибки. Заметим, что работа непосредственно над произношением начинается только тогда, когда ребенок уже в определенной степени научилась выражать свои мысли речью. То есть, обучение строится не по принципу звук - слово - предложение, а наоборот - предложение - слово - звук. Сначала нужно, чтобы ребенок научился использовать (хотя минимально) речь как средство общения, а потом начинать целенаправленно формировать правильное звукопроизношение. С этим работают над дыханием, голосом, артикуляционными движениями.
Интонации, темп и ритм.
Даже глухой ребенок, который не может воспринять и различить отдельные звуки и слова, как правило, в состоянии услышать интонацию речи. Необходимо научить прислушиваться к интонациям, различать их и понимать. Важно также научить высчитывать количество слогов в слове и выделять ударный слог. Предлагаем несколько задач, которые помогут в этом:
• произнесения в переменном темпе (старый медведь идет медленно топ-топ-топ, медвежонок бежит быстро топ-топ-топ, мама медведица идет спокойно
топ-топ-топ), • изменение силы голоса, • изменение высоты голоса, • воспроизведение ритмов с соблюдением определенной силы и скорости произнесения (простых ритмов: папы, папы, Татата, Татата, повторяющихся ритмов: Татата-Татата-Татата, ТАТАтата-ТАТАтата-ТАТАтата, таТАТАта-таТАТАта, таТАТАта и т.д.), • воспроизведение ритмов слов (туфли - здесь и) и фраз (на улице тепло -
таТутатаТето), • воспроизведение элементов интонации, выражая разные чувства: боль, радость, вопросы, просьбы, осуждения, в том и тому подобное
От слова к предложению.
В своем речевом развитии дети проходят все естественные этапы: лепет, слова-звукоподражания, слова-предложения, фразы. Чтобы общение развивалось и ребенок постепенно переходил от одного этапа к следующему, необходимо пополнять его словарный запас.
Слова можно изучать с помощью рисунков. Для этого необходимо подобрать наборы рисунков по различным темам. Среди них традиционные для дошкольников: "Игрушки", Люди ", " Одежда ", " Продукты питания и блюда ", " Посуда ", " Мебель ", " Животные ", " Растения ", " Времена года ", " Погода ", " праздники "и др.
Предлагаем несколько видов упражнений с использованием рисунков:
• Перед ребенком раскладывают рисунки по определенной теме. Ребенок выбирает таблички с подписями к каждому рисунку.
• Можно также подбирать картинки к табличкам.
• Ребенку показывают рисунок и подпись к нему. Ребенок читает подпись и запоминает название. Затем подпись закрывают, ребенок говорит его по памяти, а затем проверяет правильно ли запомнил слово.
• Называние рисунков по определенной теме в ответ на вопрос взрослого: "Что это? ".
• Подбор рисунков к словам, которые произносит взрослый. Перед ребенком раскладывают рисунки по определенной теме. Взрослый говорит ребенку: "Покажи ...". Ребенок показывает соответствующий рисунок.
С помощью рисунков изучают названия предметов, их признаки. Обязательно уделять внимание и изучению глаголов. Для этого используют рисунки, на которых изображены различные действия "идет", "сидит", "спит", "ест", "Читает", "рисует", "лепит", "гуляет", "играет" и другие. Не все слова удобно учить с помощью рисунков. Многие понятия изучают во время повседневного общения. Так лучше формируются важные не только для речевого развития, но и для воспитания личности, понятие как "хорошо", "плохо", "молодец", "хорошо", "помочь", "спросить", "попросить", слова приветствия и прощания, благодарности, просьбы и другие.
Понятно, что ребенок не сразу, а лишь со временем начнет понимать сказанные взрослым слова. Но после нескольких повторений во время общения малыш начнет "узнавать" слово и реагировать на него, а со временем - пытаться говорить его в похожей ситуации.
Слова - это только "кирпичики", из которых строят речи. Настоящая речь появляется тогда, когда ребенок овладевает предложениями. Понятно, что сначала это будут простые предложения из одного слова. Это может быть даже простое слово. Например, если ребенок на вопрос взрослого "Кто это? " Отвечает: "мяу", то слово "мяу" - в этой ситуации является предложением. Если ребенок говорит: "А-а-а", имея в виду: "я хочу спать", то его звукоподражание выполняет функцию предложения. От таких простых предложений переходят к более сложным, а от предложений - к коротким текстам.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)