Учим читать детей с нарушениями слуха
Детей с нарушениями слуха рано начинают учить читать. Затруднено слуховое восприятие сказанных слов и это заменяется зрительным восприятием написанных слов.
Обучение чтению происходит по специальной методике. Начинают с восприятия целыми словами. Такой способ называется глобальным чтением. Для этого нужно изготовить таблички с надписями. На отдельных бумажных табличках записывают названия игрушек, всех предметов быта, мебели, частей помещения, блюд, продуктов и т.д. - всего, с чем сталкивается ребенок в повседневной жизни. Таблички располагают на предметах (или рядом) и оставляют для того, чтобы ребенок лучше их запоминал и к ним можно было всегда обратиться, когда возникнет необходимость.
Во время занятия ребенок выбирает такие таблички к игрушкам, рисунков с изображением различных предметов, действий, признаков. Таким образом ребенок осознает, что все имеет названия - слова, они различаются по длине и составу. Сначала ребенок запоминает и различает таблички в целом, глобально. Со временем начинает выделять составляющие написанного слова - буквы, осознает, что в разных словах есть одинаковые буквы.
От глобального чтения переходят к традиционному достаточно быстро. Те части слова, которые трудно воспринять через слух, хорошо воспринимаются в напечатанном виде. Таким образом чтение в определенной степени заменяет затрудненное восприятие на слух.
Когда ребенок учит буквы, таблички также существенно помогают. Рекомендуем находить буквы, которые изучаются, в табличках, выяснять в каких словах они, в которых в начале слова, а в которых в конце, в середине.
Таблички не теряют своей учебной ценности и тогда, когда ребенок уже научился читать. Теперь они помогают запоминать слова.
Полезная работа с разрезной азбукой:
- нахождение букв из разрезной азбуки;
- составление слов из букв разрезной азбуки.
Детей с нарушениями слуха учат:
1. Глобальному чтению.
2. Аналитическому чтению.
Учим правильно произносить.
Дошкольник с нарушениями слуха обычно не произносит многих звуков языка, которые в его возрасте произносят другие дети, а некоторые звуки говорит искажено или заменяет другими. Это делает непонятной речь ребенка для других. Именно поэтому одним из важнейших направлений работы с ребенком является формирование правильного произношения звуков.
На первых этапах такая работа заключается в подготовке к обучению правильного произношения. Перед началом непосредственно постановка звуков, нужно поработать над дыханием, голосом, потренировать речевой аппарат.
Дыхание.
Говорения, как известно, происходит с помощью длительного, "экономного" выдыхание воздуха с легких. У детей с нарушениями слуха такое выдыхание нужно тренировать. Это можно делать в игровой форме:
• задувать ватный «мяч» в изготовленные из картона «ворота»,
• дуть на перышко (бабочки, снежинку), подвешенную к нити,
• задувать огонек свечи,
• пускать мыльные пузыри,
• надувать резиновые воздушные шарики,
• сдувать кусочки бумаги, ватные или пластмассовые шарики со стола через трубочку, изготовленную из бумаги,
• протяжно, долго припевать гласные звуки, имитируя полет самолета, удивление. Плач младенца, испуг, и др.,
• говорить ряд однотипных слогов на одном выдохе, постепенно увеличивая количество слогов, имитируя игру на барабане (тататата ...), пение (лалала ...), хода (туп туп туп ...) и др.
Голос.
У детей с нарушениями слуха часто наблюдается неправильное голосовое оформление речи: тихий, слабый голос, резкий и крикливый, слишком высокий - фальцетный, или низкий - гнусавый. Исправляют нарушения голоса специалисты. Родители могут помочь в закреплении правильного голосообразования. Тренировке голоса нормальной силы, высоты и тембра способствуют следующие упражнения:
• протяжное длительное "напевание" громких звуков, которое сопровождается движениями рук (фонетическая ритмика). Например: при произношении А_ ребенок разводит ручки в стороны; при произношении о_ - поднимает руки вверх над головой и сводит кисти к образованию цепи; произнося У_ - вытягивает руки вперед, е_ - подводит руки вверх и опускает кисти на плечи, и_ - руки с раскрытыми ладонями поднимает вверх, и_ - указательный пальчик поднят, остальные пальцы сомкнуты в кулачок, винтовое движение рук вверх;
• произнесения ряда составов, которое сопровождается движениями;
• "напева" громких звуков с постепенным усилением громкости и постепенным уменьшением громкости произнесения;
• громкое восклицание: ой! ох! ух!
• произнесения слов шепотом;
• восприятие рукой вибраций гортани при произношении гласных и звонких согласных звуков (положить одну ручку ребенка на его шею в месте голосовых складок, а вторую - на шею взрослого, чтобы сравнивать вибрационные ощущения)
• восприятие рукой вибраций грудной клетки во время произнесения звуков, слогов, слов, словосочетаний и предложений (положить одну ручку ребенка на его грудную клетку, а вторую - на грудную клетку взрослого, чтобы сравнивать вибрационные ощущения)
• контроль отсутствия вибрации крыльев носа во время протяженного произнесения гласных звуков (положить указательный пальчик одной ручки ребенка на крыло носа ребенка, а второе - на крыло носа взрослого, чтобы контролировать чтобы не возникали вибрационные ощущения).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)