Развиваем слух
Развитие слухового восприятия происходит по следующим направлениям:
1. Определить есть звук или нет.
2. Определить откуда слышится звук (направление звучания).
3. Определить количество звучаний.
4. Различать громкое и тихое звучание.
5. Различать разные звучания окружающего мира.
6. Воспринимать и различать на слух и на слухо-зрительной основе речевые звуки, слоги, слова, словосочетания и короткие предложения.
Развивать слух ребенка стоит в процессе игры, применяя различные варианты упражнений. Каждое задание, в котором используются звуки, нужно начинать с показа ребенку предметов, которые звучат, и демонстрации того, как звучит предмет. Например: показать барабан, потом постучать палочками по барабану и дать постучать ребенку.
Задача стоит разнообразить использование новых для ребенка предметов и способами выполнения заданий (с завязанными глазами, за спиной ребенка, с закрытыми глазами, глазами, закрытыми ладошками).
Речевой материал (звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения), который дается ребенку для восприятия и различения, должен быть знаком ребенку. Это те звуки, которые уже учили с ребенком, слова, которые используются в повседневной жизни, изучались на занятиях, значение которых понятно ей.
Выполнение заданий по восприятию речевых звуков имеет специфику по сравнению с работой с не речевым материалом. Во время работы по развитию слуха с использованием звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений следует отдавать предпочтение одновременно слуховому и зрительному восприятию. Поэтому упражнения по восприятию, узнаванию и различению речевых звучаний советуем выполнять так, чтобы ребенок не закрывал глаза. Нужно обращать внимание ребенка на лицо взрослого, показать как во время произнесения двигаются губы, какое положение занимает язык, указать на расстояние между зубами и тому подобное. Говорить нужно четко голосом нормальной силы, без слишком демонстративной артикуляции и громкого проговаривания. Одновременное восприятие на слух и с помощью зрения поможет ребенку сориентироваться в речи, научиться использовать для восприятия речи одновременно и слух, и зрение.
Важно правильно подобрать расстояние, с которого ребенок будет воспринимать звучание. Поскольку дети очень отличаются по состоянию слуха, универсальных рекомендаций относительно расстояния от источника звука к ребенку не может быть. "Рабочее" расстояние нужно установить практически. Взрослый сначала находится на минимальном расстоянии от ребенка, потом отходит дальше, еще дальше. Расстояние, с которого ребенок воспринимает звуки, постепенно от занятия к занятию увеличивается. Необходимо учитывать, что расстояние до источника звучания за спиной ребенка должно быть меньше, чем спереди от ребенка.
Предлагаем образцы упражнений для работы по каждому направлению.
1. Взрослый находится за спиной у ребенка. У ребенка в руке флажок. Взрослый подает сигнал (дует в дудку, стучит в барабан, звенит колокольчиком, стучит ложкой по кастрюле и т.п.), а ребенок, услышав его, поднимает вверх флажок.
Чтобы разнообразить занятия, стоит предлагать ребенку реагировать на звук хлопками в ладоши, топаньем ножкой, поднятием цветной карты, любым движением или голосовым сигналом, словами: "есть" или "нет", "слышу" или "не слышу".
2. Ребенок стоит в центре комнаты с завязанными (закрытыми) глазами. Спереди, сзади, справа и слева - задействованные в игре члены семьи. Участники игры по очереди подают звуковые сигналы (с помощью музыкальных игрушек, любых предметов, голоса), а ребенок ручкой указывает откуда слышит звук. Если в занятии участвует только один взрослый, он может менять свое расположение. В таком случае необходимо следить, чтобы перемещение было тихим и осторожным, так как ребенок может воспринять вибрацию через пол.
3. Взрослый стучит в барабан (дует в дудку, дает сигнал колокольчиком, говорит громкий звук и т.д.) один или много раз. Затем, когда ребенок научится считать, сигналов дают два, три и т. Д. Звуки можно подавать за спиной ребенка и по разные стороны от нее (если закрыты глаза). Сначала учат определять один или много раз подавался сигнал, а затем, когда ребенок научится считать, сколько сигналов прозвучало.
На вопрос: "Сколько? " Ребенок может отвечать, поднимая изображение одной или многих фигурок, таблички с надписями "один" или "много" (позднее - с цифрами), хлопая в ладошки, топая ножкой один или много раз (а позже - столько раз, сколько было звучаний) словами "один" или "много" (позже "один", "два" и т. д.).
4. Сначала ребенку демонстрируют громкое и тихое звучание. Ребенок наблюдает за тем, как сигнал подается. Затем вне поля зрения ребенка сигнал дают опять сильный и слабый поочередно (например сильно и слабо дуют в дудку, сильно и слабо ударяют в бубен, включают тихую и громкую музыку, тихо и громко говорят отдельные гласные звуки, слоги, слова). Громкость звучания подбирается в зависимости от возможности ребенка воспринять сигнал.
На вопрос: "Тихо или громко?» Ребенок может отвечать словам, поднимать вверх руку ("громко") или опускать вниз ( "тихо"), показывает карточку одного из двух цветов (например красная карточка означает "тихо", а синяя - "громко") или использовать другие знаки.
5. Ребенок находится в центре комнаты, его окружают стульями, на которых разложены барабан, бубен, дудочка, свисток, колокольчик. Малыш закрывает глаза, а взрослый стучит в барабан (играет на дудке, звенит колокольчиком и т.д.). Ребенок открывает глаза, указывает на тот инструмент, который звучал и / или называет его. Целесообразно варьировать различные звучания. Сначала для различения выбирают 3 звучание, потом - больше. Нужно разнообразить звуки, которые воспринимает ребенок, и использовать как можно больше источников звуков. Это могут быть музыкальные игрушки и игрушки, которые звучат, настоящие музыкальные инструменты, любые предметы быта, которые могут звучать при постукивании, голоса людей, голоса животных в записи и тому подобное. Все звуки, которые используются для занятия должны быть знакомыми ребенку. Их нужно продемонстрировать и убедиться, что ребенок знает их и понимает кто или что может быть их источником.
Можно привлечь всех членов семьи и детей, с которыми малыш дружит. Участники располагаются вне поля зрения ребенка. Они по очереди называют имя малыша (хорошо знакомое слово, словосочетание или короткое предложение), а ребенок угадывает чей голос услышал, показывает и называет того, кто говорил.
Для развития слуха на сигналы следует выполнять упражнения на:
- различие на слух высоты звучания;
- различие на слух количества звучаний;
- различие музыкальных ритмов;
- различие голосов животных и птиц;
- определение направления звучания;
- определение начала и конца звучания;
- различия источников звучания;
- различия слитых и прерывистых звучаний;
- определения темпа звучания;
- определение силы звучания.
Работа с речевым материалом - самый большой по объему и сложный раздел работы по развитию слухового восприятия. Он длится в течение всего дошкольного периода, а затем продолжается и в школе.
Работу в этом направлении согласовывают и сочетают с работой по развитию речи и формирования правильного произношения. Для слухо-зрительного восприятия ребенку предлагают тот материал, который уже изучался и используется в повседневном общении.
Используется такой материал: звуки, слоги, бессмысленные ритмические модели с соблюдением условной структуры и ударения (и, та-та, та-та-та) слова; словосочетания; предложения; простые короткие тексты.
Для развития слухового восприятия на речевом материале необходимо проводить упражнения на:
- узнавание и различение голосов;
- определение различия интонаций;
- определение слухо-зрительно-вибрационно количества произнесенных звуков, слогов, слов;
- определение местонахождения собеседника на слух;
- различия силы, высоты произнесения отдельных звуков, слогов, слов;
- различия на слух-зрительной основе слогов и слов;
- определение темпа произнесения.
Чтобы помочь ребенку пользоваться остатками слуха нужно:
1. Приучить к постоянному ношению слуховых аппаратов.
2. Учить использовать остатки слуха во время повседневного общения.
3. Развивать слух на специальных занятиях.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)