Как организовать обучение на дому?
Семья в воспитании этих детей играет чрезвычайно важную роль, поскольку формирование элементарных понятий, развитие умственных способностей, приобретение определенных навыков и знаний происходит не только на специальных занятиях в детских садах, но и непосредственно во время общения в семье.
В младшем возрасте ребенок с нарушениями слуха в основном неорганизован, не умеет играть, контактировать с другими людьми и детьми.
Первоочередная задача родителей ребенка с нарушением слуха - научить малыша подражать действиям взрослого, осознавать свои действия, играть, соблюдая правила игры.
Когда ребенок начинает посещать детский сад, родителям стоит уже с первых дней наладить тесную связь с сурдопедагогом и воспитателями, поскольку только совместная работа семьи и педагогов может обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.
Начинается такая работа с того, что родители поддерживают дома тот режим, который установлен в детском саду. Пренебрежение этим может привести к таким негативным проявлениям в поведении ребенка, о которых рассказала нам мама Кати П.
В субботу и воскресенье, когда Катя бывала дома, он часто раздражалась, капризничала, не хотела самостоятельно одеваться, есть и тому подобное.
Выяснилось, что причина такого поведения девочки - изменение распорядка дня, к которому привыкла Катя в детском саду. Родители поздно вечером вкладывали дочь спать, не всегда обеспечивали ребенку дневной отдых.
Желательно, чтобы дома у малыша был собственный игровой уголок, в котором находятся игрушки, краски, альбом для рисования и др. Устраивая такой уголок, родители должны помнить, что дело не в количестве игрушек, а в правильном их подборе.
У Вити Г. дома очень много разных игрушек, но мальчик ними не играет, только разбрасывает по всей квартире и постоянно ломает. Когда мама или папа заходят с сыном в магазин, он требует, чтобы ему покупали новые игрушки, и родители, чтобы угодить ребенку, выполняют прихоти. Дома же мальчик играет новой игрушкой час-другой, а потом отвергает ее прочь и никогда ею не интересуется.
Чтобы интерес к игрушке не терялся, а наоборот, рос, малыша нужно научить выполнять с ней много различных действий, подсказывать ему сюжеты новых игр. Итак, вместо большого количества разнообразных игрушек, достаточно приобрести две-три обычные куклы и разные вещи, необходимые для ведения "кукольного хозяйства" (кукольная мебель, посуда и т.д.), детский «конструктор», несколько машинок разного цвета. Однако, ошибочно считать, что при наличии игрушек ребенок сам научится самостоятельно играть.
Помочь своему ребенку научиться играть должны родители.
Подытоживая, перечислим те шаги, которые необходимо сделать родителям дошкольника с нарушением слуха, чтобы помочь ребенку развиваться:
Шаг 1. В первые месяцы жизни проверить слух ребенка.
Шаг 2. Обеспечить раннее слухопротезирование ребенка на оба уха.
Шаг 3. Выбрать учебное заведение, в котором будет находиться ребенок и будет предоставляться специальная педагогическая помощь.
Шаг 4. Организовать учебное среду дома: постоянно разговаривать с ребенком, все называть, комментировать и объяснять и проводить занятия по развитию речи и формирования произношения.
Далее мы предлагаем родителям систему задач по развитию речи, мышления ребенка, знакомства с окружающим миром, которые можно использовать в работе с малышом с нарушением слуха дома.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)