Слухопротезирование
Во многих случаях слуховой аппарат может значительно улучшить восприятие звуков. Подбирают слуховые аппараты с учетом возраста ребенка, заболевания, повлекшего расстройство слуха, и состояния слуховой функции.
Сейчас есть широкий выбор индивидуальных слуховых аппаратов для детей - самых современных. Важно правильно, профессионально подобрать именно такой слуховой аппарат, который лучше всего в состоянии помочь конкретному ребенку. Ребенок даже с тяжелым нарушением слуха с его помощью сможет не только услышать сигнал машины на дороге, ритм громкой музыки, но и частично воспринять громкое вещание возле уха. Однако, просто одеть ребенку слуховой аппарат мало. Нужно приучать его воспринимать новые для нее звучания, постепенно увеличивая время пребывания с аппаратом до постоянного использования. В период адаптации особенно важно обращать внимание ребенка на различные звуки, сравнивать их, определять источник, место звучания, различать голоса, определять продолжительность звучания, количество звучаний. Такая ежедневная работа поможет ребенку привыкнуть к слуховым аппаратам, научиться прислушиваться и получать от различных звучаний много полезной и интересной информации. Однако, к сожалению, восстановить слух глухой ребенка полностью не способен ни один, даже самый современный слуховой аппарат. Поэтому слухопротезирование следует считать необходимым обязательным шагом в помощиребенку, но нельзя рассматривать его как способ решения всех проблем, связанных с нарушением слуха ребенка.
Таким образом, современные методы диагностики, протезирования и реабилитации детей с нарушениями слуха открывают новые пути и возможности для эффективного обучения, дальнейшей интеграции таких детей в мир слышащих.
На каком языке общаться и учить?
Этот вопрос встает перед родителями сразу после того, как выясняется, что у ребенка нарушен слух.
С времен, когда было начато коллективное обучение детей с нарушениями слуха и до сих пор сосуществуют педагогические системы, которые отличаются использованием тех или иных средств общения. Одни предпочитают жестовый язык, другие - словесный, третьи - считают целесообразным сочетать словесный и жестовый язык в процессе обучения и бытового общения.
Сегодня на смену общим для всех детей с нарушениями слуха педагогическим системам приходит индивидуальный подбор приемов, методов, средств, в том числе речевых.
Так, ребенка, который растет в семье глухих людей - носителей языка жестов и владеет ею, вряд ли правильно было бы отучать от привычного для нее общения на родном жестовом языке, игнорировать его знания и начинать учить словесной речи "с нуля», не основываясь на жестовом как первом, родным. Очевидно, такого ребенка стоит учить словесной речи как второму (по аналогии иностранного языка), опираясь на знания жестов, сравнивая, используя перевод с словесной на жестовый и наоборот.
В то же время, ребенка с нарушением слуха из семьи слышащих, и когда вовремя диагностировано нарушение слуха (в первые месяцы жизни), который своевременно и качественно слухопротезован, с раннего возраста получает постоянную помощь сурдопедагога и родителей, имеет хорошие речевые способности, можно и целесообразно обучать прежде всего словесной речи, а жестовый язык использовать как вспомогательный. Такой подход тем более оправдан, если ребенок имеет остатки слуха, которые дают ему возможность на слуховой основе усваивать (хотя и не в полной мере) речевой материал, который в процессе обучения будет пополняться, уточняться, исправляться.
Поэтому вопрос о том языке, словесному или жестовому, отдавать предпочтение, какой из них использовать в качестве основного, а какой как вспомогательный, в какой мере привлекать вспомогательный, с какого языка начинать и когда привлекать второй, по нашему мнению, следует решать индивидуально, ориентируясь прежде всего на пожелания родителей, семейные традиции и возможности ребенка.
Как общаться с ребенком?
Правильно организованное общение имеет очень большой учебный и воспитательный потенциал. Общение - бесценный источник речевого развития ребенка с нарушением слуха. Чтобы им воспользоваться важно помнить, что:
1. Чтобы развивалось словесной речью ребенка с нарушением слуха, с ним необходимо постоянно общаться.
2. Словесную речь ребенка нужно формировать во время общения в совместной деятельности: во время выполнения бытовых действий, режимных моментов, рисование, лепка, конструирование, игры.
Говорить с малышом нужно:
• одним литературным словесным языком
• в нормальном темпе, не торопясь, но и не замедлять, не растягивать речи искусственно;
• при достаточном освещении;
• голосом нормальной силы (на расстоянии возможно несколько громче)
• четко говорить, не «проглатывать» окончания;
• соблюдать правильные интонации;
• НЕ отворачиваться;
• не делать лишних движений, которые могут отвлечь внимание;
• эмоционально поощрять ребенка к общению.
Если придерживаться этих правил, будет проще привлечь малыша к общению, а ему легче понять собеседника.
Понятно, что ребенок не сразу, а лишь со временем начнет понимать сказанные взрослым слова.
Когда начинать обучение?
Начинать учить нужно сразу после того, как обнаружено нарушение слуха у ребенка.
Где учить ребенка?
В нашей стране для детей с нарушениями слуха существуют специальные дошкольные учреждения и специальные группы при общеобразовательных детских садах. Сурдопедагоги и воспитатели этих учреждений помогают малышам овладеть словесной речью, приобрести знания об окружающем мире, учат читать, писать, считать. Такие заведения оборудованы звукоусиливающей аппаратурой и другими специальными техническими средствами, которые помогают в обучении детей. Кроме традиционных, проводятся дополнительные занятия по развитию слухового восприятия, формирования произношения и развития речи.
Сейчас во многих городах нашей страны открываются Центры помощи детям с особенностями психофизического развития, в том числе детям с нарушениями слуха
Концентрация в одном заведении современной диагностической аппаратуры, наличие квалифицированных сурдопедагогов, психоневрологов, логопедов позволяет провести полное обследование ребенка, своевременно установить нарушение слуховой функции, определить необходимость и объем дальнейшей работы и лечения. Эффективность работы в Центре обеспечивается сочетанием следующих основных направлений:
• ранняя диагностика, благодаря которой выясняются причины нарушения слуха (локализация поражения, степень потери слуха)
• качественное слухопротезирование в раннем возрасте;
• обеспечение совместной работы сурдопедагога-реабилитатора, ребенка и родителей (обязательное их присутствие на занятиях и обучение ребенка в домашних условиях);
• использование специальной звукоусиливающей аппаратуры;
• систематические индивидуальные и групповые занятия по фонетической ритмике и музыкального стимулирования;
• занятия по развитию умственных способностей ребенка.
Эта работа направлена на достижение максимального развития слухового восприятия; использование всех видов ощущений (слухового, зрительного, тактильного).
Индивидуальный подход к ребенку, выбор современных методов и приемов работы, соответствующих его возможностям, тесное сотрудничество с родителями обеспечивают высокие результаты реабилитации, способствуют его интеграции и социализации.
В последние годы во всем мире все большую популярность приобретает обучение и воспитание детей с нарушениями слуха вместе с их ровесниками с сохраненным слухом (инклюзивное обучение). Такая форма обучения вводится и в нашей стране. В инклюзивных учебных предоставляется весь спектр специальных услуг, необходимых ребенку с нарушением слуха: проводятся дополнительные коррекционные занятия, используется звукоусиливающая аппаратура и технические средства, которые помогают овладеть словесной речью, работают соответствующие специалисты, педагоги осведомлены в вопросах особенностей развития и обучения детей с нарушениями. Несомненным преимуществом такого обучения является возможность находиться в обычной среде, общаться со сверстниками, независимо от того нарушен или сохранен их слух.
Дети с незначительной потерей слуха могут учиться в дошкольных учреждениях общего типа при слухопротезировании, кропотливой повседневной работы родителей по развитию речи и индивидуального подхода педагогов к процессу обучения и воспитания.
В обычном детском саду ребенка с пониженным слухом необходимо посадить впереди, чтобы он мог видеть лицо педагога и следить за артикуляцией, что значительно облегчит восприятие и понимание того, о чем идет речь на занятии. Для того, чтобы ребенок не отставал от своих сверстников в развитии речи и мышления, с ним необходимо дополнительно работать.
Целесообразно заранее знакомить его с новым материалом, чтобы в группу детского сада или в школу он приходил уже подготовленным к восприятию нового материала, и что педагог объясняет на занятии. Ребенка с пониженным слухом надо раньше, чем других детей, научить читать и писать, поскольку написанное слово воспринимается им лучше, чем услышанное.
При таких условиях, при постоянной совместной работе родителей и педагогов, ребенок с незначительной потерей слуха может успешно учиться как в дошкольном учреждении, так и в общеобразовательной школе.
Известны случаи успешного обучения в учреждениях общего типа и детей со значительной потерей слуха, глухих. Это возможно при условии раннего слухопротезирования, своевременной педагогической коррекции и повседневной многоплановой работы родителей по развитию у их ребенка речи, мышления, помощи в освоении знаний.
Помощь дефектолога необходима каждому ребенку с нарушением слуха, который учится в заведении общего типа.
Сурдопедагог, учитывая особенности каждого дошкольника, обеспечит профессиональную помощь по развитию слуха, восприятия и понимания речи окружающих, и собственной речи, формирование правильного звукопроизношения и тому подобное.
Специальную помощь ребенку с нарушением слуха предоставляют в таких заведениях:
1) специальных детских яслях-садах;
2) специальных группах при общеобразовательных яслях-сада;
3) реабилитационных центра;
4) инклюзивных заведениях.
Где бы ни находился ребенок, он нуждается в помощи специалистов и родителей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)