Ребенок с нарушение слуха
Когда первый шок родителей, узнавших, что их ребенок имеет нарушение слуха и это неизлечимо, проходит, когда немного отпускает боль, тогда наступает время борьбы. Борьбы за своего ребенка, безусловно, лучшую в мире. И вот тут главное - не упустить время!
По опыту родителей
Уважаемые взрослые, вы имеете в виду, что самая ошибка – это бесконтрольно пустить все на самотек.
Необходимо вооружиться терпением, терпением и еще раз терпением!
Хочется сразу сказать родителям: будет трудно, очень ... Но мы это делаем для того, чтобы наш ребенок мог жить полноценной жизнью, общаться со сверстниками. Мы просто обязаны сделать все возможное, а иногда и невозможно. Что мы и делаем каждый день!
Сначала мы не занимались - дети разные, одни начинают говорить раньше, другие позже. Впоследствии стали замечать, что он часто не реагирует на оклик, по просьбе. Думали, ребенок заигрался, задумался и поэтому не слышит ...
Просьба ко всем родителям: будьте внимательны к своим детям - наблюдайте, присматривайтесь, прислушивайтесь, не стесняйтесь спросить сто раз у разных специалистов: все ли хорошо с моим ребенком?
Сейчас все гораздо легче, дочь учится во втором классе, у нее есть друзья и подруги, говорит хорошо, старается быть лучшей. Немало трудностей придется ей еще пережить, придется доказывать всю жизнь, что она такая же полноценный человек, как и все остальные. Но надеюсь, что самое страшное для нее уже позади.
Наш ребенок лучший в мире!
Нарушение слуха - приговор или особое состояние?
Нарушение слуха - не повод для отчаяния, а глухота - не приговор, вынесенный ребенку природой. Ведь тысячи глухих людей живут полноценной жизнью, дети растут умными, воспитанными и счастливыми, юноши и девушки получают образование и выбирают профессию, устраивают личную жизнь. Это своеобразный вызов судьбе, испытание, которое следует принять мужественно, чтобы своими страхами и подавленностью не навредить настроению, самосознанию ребенка как полноценного члена общества, своеобразной и самобытной личности. Известно немало примеров, когда глухие люди достигали высокого социального статуса, хорошо овладевали словесной речью, учили даже иностранные языки. Еще больше возможностей у детей с пониженным слухом. На сегодняшний день около 30% лиц с глубоким нарушением слуха продолжают обучение после школы, повышают свой образовательный уровень. Главное - помочь ребенку чувствовать себя уверенно, быть счастливым, найти свое место в жизни. Чтобы достичь этой цели, родителям понадобятся новые знания об особенностях их ребенка, о возможности его развития, приемы обучения и воспитания.
Почему нужно проверять слух у ребенка?
У родителей, как правило, возникают сомнения относительно состояния слуха у ребенка, если он не реагирует на звуки игрушек, радиоприемника, телевизора, не оглядывается, когда его зовут и вовремя не учится говорить. Впрочем, довольно часто, родители долго не замечают признаков нарушения слуха. Ведь даже при потере слуха, ребенок реагирует на громкий стук, оборачивается, когда на пол упал тяжелый предмет, чувствует шаги, когда не видит того, кто идет. Все эти звуки сопровождаются достаточно сильной вибрацией. Именно ее и воспринимает ребенок, но не через органы слуха, а преимущественно через мышцы и костную ткань. Реакция ребенка на вибрации может стать причиной ошибочного заключения родителей о сохранности слуха, и задерживает их обращение к специалисту. Ребенок также может реагировать на поток воздуха, который сопровождает речь, когда вы что-то говорите ей, находясь рядом. Малыш может почувствовать поток воздуха, который появляется, когда открывается дверь в помещении. Реакция ребенка (оглянулся или пошел к входной двери) также может быть воспринята родителями как реакция на звук. Еще труднее заметить нарушения, если у ребенка не глухота, а умеренное снижение слуха.
Чтобы убедиться в том, что ребенок хорошо слышит - требуется специальное обследование. Проводить его и делать вывод о состоянии слуха может только специалист.
В практике работы детских садов бывают случаи, когда в младшую группу попадает ребенок с пониженным слухом. Заметить умеренное нарушение слуха у маленького ребенка бывает сложно. Внешне подвижный, шумный ребенок реагирует на звуки, воспринимает интонацию и ритм речи окружающих. Иногда следует им. Итак, никто не подозревает в нее нарушения слуха. Но проходит время, и его сверстники начинают достаточно отчетливо говорить, интересуются окружающим миром, ставят многочисленные вопросы взрослым, а он еще долго общается отдельными словами, которые произносит нечетко и непонятно для окружающих.
Родителям и педагогам детского сада, где находится ребенок, не приходит в голову, что эти недостатки речи связаны с нарушением слуха. Они объясняют их некоторой задержкой в развитии, которая со временем пройдет, поскольку ребенок любит слушать музыку, смотрит телевизор, танцует под веселый мотив. Однако, впоследствии взрослые замечают, что ребенок не только имеет очень ограниченный и к тому же искаженный запас слов, но и не всегда понимает обращенную к нему речь.
Когда подобное несоответствие между возрастом ребенка и развитием его речи становится очевидным, родители начинают искать причины такого состояния, обращаются к логопеду или к детскому психиатру. К сожалению, у этих специалистов тоже не всегда возникает подозрение о снижении слуха. Бывают случаи, когда это расстройство распознается у ребенка только перед поступлением в школу при обследовании слуховой функции у отоларинголога. При ранней диагностике расстройств слуха, слухопротезировании, специальной коррекционной работе родителей и педагогов недоразвитие речи можно было бы избежать и такой ребенок мог бы успешно учиться в массовой школе.
Бывают случаи, когда о нарушении слуха у своего ребенка родители узнают во время его обучения в школе. У таких детей, кроме незначительных нарушений в произношении, заметные особенности поведения. Они часто не выполняют поручений учителя, неправильно отвечают на вопросы. Особые трудности возникают у этих учащихся при усвоении навыков письма и чтения. При письме характерными для них есть пробелы, замены, перестановки букв, ошибки в окончаниях слов. Не обладая в достаточной степени звуковым составом слова, эти школьники пишут так, как слышат и говорят. Недостаточное овладение грамматическим строем языка обусловливает ограниченное понимание устного сообщения учителя или восприятия учебного текста.
Целесообразно проверять слух каждого новорожденного ребенка. Ведь без специального обследования самостоятельно родители не всегда могут заметить у ребенка глухоту, тем более - частичное снижение слуха.
Когда нужно проверять слух ребенка?
При возникновении подозрения о нарушении слуха у малыша родителям следует немедленно обратиться за консультацией в городской / областной сурдологический кабинет, или к врачу отоларингологу, где специалисты смогут выявить в нарушение слуховой функции, что позволит предоставить соответствующее обучение в наиболее благоприятный период развития.
Очень важно как можно раньше выявить у младенца нарушения слуха, чтобы уже в первые месяцы жизни начать целенаправленно помогать ребенку развиваться. Во многих странах мира слух ребенка обязательно проверяют в роддоме и уже в первые недели жизни, начинают помогать ему услышать мир и хорошо развиваться. Поэтому родители должны самостоятельно позаботиться о том, чтобы проверить слух малыша. Делать это нужно в первые месяцы, а лучше - в первые недели жизни.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)